Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

Медиакультура

Медиакультура

В соответствии с Концепцией внедрения медиаобразования в Беларуси перед современной школой поставлена задача максимального раскрытия и развития потенциала каждой личности, формирования стремления к самосовершенствованию, самоопределению, самореализации. Реализация этого требует нестандартных программ, обеспечения индивидуального подхода, использования системы компетентностно-ориентированного обучения и воспитания.

Подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить ребенка понимать ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощь технических средств можно только освоив медиатехнологии.

В современной социокультурной ситуации в Беларуси все большее влияние и распространение приобретает медиакультура, которая в разных видах и формах (через печатные, телевизионные, кинематографические, видео и компьютерные каналы) интенсивно распространяется по всему миру.

Видео, CD-ROMы, DVD, Интернет предоставляют учащимся возможность индивидуального общения с экраном. Они могут выбрать интересующий их диск, сайт, и, к примеру, в любой момент остановить изображение, вернуть экранное действие назад (чтобы, например, лучше разобраться в сложном эпизоде, тексте), получить дополнительную информацию в интерактивном режиме, просмотреть один и тот же материал на разных языках. Что позволяет, не только использовать все те преимущества, которые имеет процесс чтения книги, но и (в случае с персональным компьютером) в виртуальном мире реализовать свои творческие идеи. Уже сегодня созданы компьютерные игры с объемным изображением и звуком, рассчитанные не только на развлечение, но и на развитие памяти, реакции, интеллекта, логики, внимания, художественного восприятия и воображения.

Сегодня медиа – комплексное средство освоения человеком окружающего мира. Потенциал медиакультуры в современном образовательном процессе определяется широким спектром развития человеческой личности: эмоций, интеллекта, самостоятельного творческого и критического мышления, мировоззрения, эстетического сознания (восприятия, умений художественного анализа), активизации знаний, полученных в процессе изучения русского языка и литературы. К сожалению, в большинстве современных школ этот потенциал до сих пор остается нереализованным.

За последние годы было проведено немало исследований, затрагивающих проблему влияния медиа на школьную аудиторию. Их авторы в целом сходятся во мнении, что наряду с поп-музыкой и спортом общение с произведениями медиакультуры у детей и молодежи находится на одном из первых мест. При этом медиакультура (к примеру, телепередачи и экранные тексты Интернета), органично вобравшая в себя черты русского языка, литературы, театра, музыки, изобразительного искусства, во многих случаях обладает более широким спектром воздействия.

Особое место в молодежной аудитории принадлежит учащимся средних общеобразовательных школ. От того, насколько развитой будет индивидуальность учителя, его сознание, самостоятельное мышление, умение интегрировать медиаобразование с образовательным процессом, во многом зависит эффективность обучения в школах. И здесь роль и место медиакультуры становятся все более важным и весомым, как в смысле развития творческих способностей личности, так и формирования восприятия и критического мышления школьников.

«Российская педагогическая энциклопедия» определяет медиаобразование (англ.media education от лат. media - средства) как направление в педагогике, выступающее за изучение «закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео). Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, овладевать способами общения на основе невербальных форм» [Медиаобразование // Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1 / гл. ред. В.В. Давыдов. М.: Большая российская энциклопедия, 1993. С. 555].

Медиаобразование в современном мире рассматривается как процесс развития личности на материале и с помощью средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Медиаграмотность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернета, помогает ему лучше понять язык экранных искусств.

Знакомясь с опытом европейских стран по реализации медиаобразования, нельзя не заметить, что кинопедагогике там уделяется должное внимание. Школьные программы обязательно предусматривают время для изучения лучших образцов мировой кинематографии, для посещения кинофестивалей, проводятся семинары с кинопросмотрами для старшеклассников, диспуты для разных возрастных групп. Школьникам предлагают снимать собственные фильмы, учат планировать и писать сценарии, конструировать диалоги, распределять роли и задания, работать с камерой. При этом, дети на практике переживают весь многостадийный процесс создания фильма, включая организацию питания для участников и рекламное продвижение конечного продукта – DVD. Более того, учащимся самим доверяют организовывать и проводить школьные кинофестивали. Конечно же, большое значение в медиаобразовательной практике уделяется написанию рецензий. Для этого педагоги вместе с кинематографистами издают специальные брошюры-подсказки, в которых содержится наиболее важная аналитическая информация о фильмах.

Результаты недавнего исследования, проведенного в Англии Британским киноинститутом (BFI) вместе с другими организациями в рамках проекта «Кино — грамотность XXI века» (Film — 21st Century Literacy), не оставляют сомнений: интеграция кинематографа в среднее образование — дело полезное.

Немного статистики. Она красноречива. После школьных мероприятий, связанных с кино — от просмотров до съемок фильмов и организации кинофестивалей, — 85 процентов опрошенных учителей стали с большим энтузиазмом относиться к своей работе; 82 процента почувствовали, что им стало легче найти подход к сложным ученикам; абсолютно все выразили желание участвовать в новых проектах, связанных с фильмами.

85 процентов мальчиков и 95 процентов девочек стали получать большее удовольствие от просмотров фильмов после того, как им рассказали об этапах их создания. 85 процентов всех школьников пойдут в кино на те картины, которые ни за что не выбрали бы до участия в проекте. Вопрос: почему в России предложение двух министерств — образования и культуры — о введении в программу российских школ кинофакультатива вызвало дискуссии? Что может быть плохого в том, что школьникам без принудиловки и экзаменов будет предоставлена возможность посмотреть и обсудить сто фильмов с одноклассниками?

А вот некоторые примеры заданий, связанных с киноискусством, которые выполняет обычный голландский школьник:

 напиши рецензию на фильм, который ты посмотрел (для выполнения подобных заданий кинематографисты в сотрудничестве с педагогами готовят брошюры с информацией о фильмах и аналитическими материалами, помогающими детям понять замысел автора);

 сними фильм вместе с группой одноклассников (этот проект занимает несколько месяцев. Сначала школьники учатся планировать, писать сценарий, диалоги, распределять роли и задания в группе, работать с камерой и т.п. Потом они снимают и монтируют фильм, проходя все этапы, включая даже организацию питания на съемках и оформление DVD);

 в группе одноклассников организуй кинофестиваль из фильмов, снятых учащимися других классов (лучшие фильмы отправляются на национальный кинофестиваль школьных фильмов).

Желание и готовность педагогических работников и руководителей к такому роду деятельности – вот главное условие при успешной работе в данном направлении.

                                              Козачук Ольга Николаевна, руководитель пресс-центра

Раздзелы сайта