РЫНОК ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ:
ЗАНЯТОСТЬ И ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА НАСЕЛЕНИЯ
Материалы подготовлены Академией управления при Президенте Республики Беларусь на основе информации Национального статистического комитета Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь
Результаты изучения общественного мнения в течение последних лет свидетельствуют о том, что тройку самых актуальных вопросов, волнующих граждан страны, составляют рост цен, доходы и занятость населения.
Не случайно Глава государства А.Г.Лукашенко в ходе рабочей поездки в Брестскую область в марте 2019 г. отметил, что «цены, выплата зарплат, рабочие места и размер заработной платы и пенсий – это те вопросы, которые необходимо постоянно держать на контроле».МАТЕРИАЛЫ
для членов информационно-пропагандистских групп
(16 января 2020 г.)
РЫНОК ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ЗАНЯТОСТЬ И ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА НАСЕЛЕНИЯ
Результаты изучения общественного мнения в течение последних лет свидетельствуют о том, что тройку самых актуальных вопросов, волнующих граждан страны, составляют рост цен, доходы и занятость населения.
Не случайно Глава государства А.Г.Лукашенко в ходе рабочей поездки в Брестскую область в марте 2019 г. отметил, что «цены, выплата зарплат, рабочие места и размер заработной платы и пенсий – это те вопросы, которые необходимо постоянно держать на контроле».
Обеспечение эффективной занятости населения играет важнейшую роль в реализации социальной политики белорусского государства. Право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека (то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей) – конституционное право граждан Республики Беларусь. И Президент, будучи гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, в своем Послании к белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь в апреле 2019г. подчеркнул, что для всей вертикали власти «по-прежнему приоритетной задачей остается создание высокопроизводительных рабочих мест. Снижение уровня занятости населения или сокращение числа рабочих мест недопустимо ни под каким предлогом. А все, кто их создает, получат всемерную поддержку на любом уровне».
В числе ключевых государственных задач остается также и рост доходов населения. Глава государства постоянно отмечает, что «пускай помалу, но зарплаты, пенсии и пособия в стране растут. Люди это видят». Но тем не менее, «надо обратить внимание руководителей,что зарплата – это святое, это основной источник дохода нашего населения, ее надо выплачивать вовремя и обеспечивать рост»,– поручил Президент руководителям государственных органов в июле 2019 г.
Доходы населения и разработка действенных механизмов мотивации труда
Структура денежных доходов населения Республики Беларусь
в 2019 году
Размер доходов населения является важнейшим показателем благосостояния общества, а также значимым критерием эффективности социально-экономической политики государства. Поэтому неудивительно, что «устойчивый рост доходов населения путем обеспечения достойной оплаты труда во взаимоувязке с ростом его производительности, повышения социальных стандартов жизни для граждан, не занятых в экономике» выступает одной из важнейших задач формирования социального компонента устойчивого развития страны
(в соответствии с Концепцией Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2035 года).
Денежные доходы населения включают:
оплату труда работников,
доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход,
трансферты населению (пенсии, пособия, стипендии и другие трансферты населению),
доходы от собственности (проценты по депозитам, дивиденды и другие доходы от собственности),
прочие доходы (выигрыши по лотереям, доходы от продажи вторсырья и др.).
Согласно данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, реальные располагаемые денежные доходы населения (денежные доходы за вычетом налогов, сборов и взносов, скорректированные на индекс потребительских цен на товары и услуги) растут. Так, в январе–октябре 2019 г. они составили 106,6% к уровню января–октября 2018 г. при прогнозе на 2019 год – 103,4%.
Справочно.
Реальные располагаемые денежные доходы населения, данные в январе–сентябре 2019 г. к соответствующему периоду 2018 г.: Брестская область – 106,3%, Витебская область – 105,3%, Гомельская область – 106,2%, Гродненская область – 105,6%, г.Минск – 108,3%, Минская область – 108,1%, Могилевская область – 104,8%.
В общем объеме денежных доходов основную часть занимает оплата труда – 64,1%. Доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, составляют 7,8%, трансферты населению – 23,4%, доходы от собственности – 2,3%, прочие доходы – 2,4%.
Заработная плата: состояние в реальном секторе и бюджетной сфере
Действующая в республике система оплаты труда и принимаемые меры по ее совершенствованию позволяют обеспечить стабильный рост заработной платы работников различных отраслей экономики. Номинальная начисленная заработная плата в области в январе–ноябре 2019 г. по сравнению с соответствующим периодом 2018 года увеличилась на 13,1% (задание выполнено – на 103,1%) и составила 908,6 руб., в том числе в ноябре – 944,2 руб.
Справочно.
Самый высокий уровень средней заработной платы среди районов в ноябре 2019 г. сложился в Полоцком (937,7 руб.), Витебском (914,0руб.), Чашникском (905,6 руб.), самый низкий уровень – в Шарковщинском (689,9 руб., 73,1 процента от среднеобластного уровня), Миорском (702,1 руб., 74,4 процента от среднеобластного уровня).
Средняя заработная плата в ноябре 2019 г. по основным видам экономической деятельности области характеризуется следующим образом: сельское, лесное и рыбное хозяйство – 741,2 руб. (темп роста к ноябрю 2018 г. – 117,3 процента), промышленность – 1101,5 руб. (109,9 процента), строительство – 1158,3 руб. (122,6 процента), торговля – 825,1 руб. (107,7 процента), транспорт и связь – 1022,1 руб. (108,8 процента).
При этомГлава государства неоднократно указывал на то, что рост заработных плат должен быть увязан с производительностью труда:«Людям надо платить нормальную зарплату, но деньги надо заработать – тут вопросов нет». Особенно актуально это требование сегодня, когда по данным Национального статистического комитета Республики Беларусь реальные зарплаты белорусов по-прежнему увеличиваются заметно быстрее, чем производительность труда. Так, если за январь–ноябрь 2019 г. производительность труда увеличилась на 0,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, то реальные зарплаты – на 7,0% (за этот же период).
С одной стороны, такой рост нельзя не приветствовать, потому что повышается уровень благосостояния граждан, причем это повышение заработной платы происходит при условии стабильной работы экономики в целом, спокойной ситуации на валютном рынке. С другой стороны, руководство страны не может не беспокоить то обстоятельство, что рост производительности труда отстает от роста заработных плат. Поэтому ситуация находится на постоянном контроле Совета Министров Республики Беларусь.
Стабильная экономическая ситуация в стране позволила увеличить и размер минимальной заработной платы, которая является одной из мер социальной защиты трудящихся. Это тасумма денежных средств, ниже которой платить недопустимо, если работник работает на полную ставку и выполняет нормативный объем работ. За январь – ноябрь 2019 года организаций с уровнем заработной платы ниже минимальной в области отсутствуют.
Справочно.
С 1 января 2019 г. минимальная заработная плата установлена в размере 330 руб. (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 5 декабря 2018 г. № 870).
С 1 января 2020 г. минимальная заработная плата установлена в размере 375 руб., что составит 100,7% минимального потребительского бюджета на одного члена семьи из четырех человек, действующего на дату ее установления (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 августа 2019 г. № 582).
Пристальное внимание в стране уделяется организациям бюджетной сферы, играющим важнейшую социальную роль (учреждения здравоохранения, образования, культуры и искусства и т.д.). Так, в апреле 2019 г. Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко потребовал от Правительства «обеспечить соотношение средней зарплаты в бюджетной сфере и средней зарплаты по стране на уровне не ниже 80%».
Уже в ноябре 2019 г. поставленная задача по стране была выполнена: соотношение номинальной начисленной среднемесячной заработной платы работников бюджетных организаций к ее уровню по республике в целом составило 80,6%.
Справочно.
В Витебской области заработная плата бюджетных организаций составляет 72,6 % от средней по Республике и 86,1 % от средней по области.
В бюджетной сфере за январь – ноябрь 2019 г. среднемесячная заработная плата сложилась в размере 779,5 руб., в т.ч. за ноябрь – 831,2 руб. (88,0 процента от среднеобластного уровня), темп роста к аналогичному периоду 2018 г. составил 112,5 и 114,7 процента соответственно. Темп роста реальной заработной платы за январь – ноябрь 2019 г. составил 106,4 процента, за ноябрь – 109,2 процента.
Правительством Республики Беларусь принимаются меры по дальнейшему повышению заработной платы работников бюджетной сферы.
Приоритетные направления повышения оплаты труда
В соответствии с поручениями Главы государства и Правительства Республики Беларусь принято решение о поэтапном увеличении заработной платы отдельных категорий работников образования и здравоохранения в два раза в период 2018–2025 годы. Правительством в 2018–2019 годах реализовано два этапа данного повышения:
с 1 сентября 2018 г. и с 1 января 2019 г. Таким образом, увеличена заработная плата педагогическим работникам, включая лиц из числа профессорско-преподавательского состава, помощникам воспитателей, медицинским и фармацевтическим работникам.
За январь–ноябрь 2019 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года номинальная начисленная среднемесячная заработная плата педагогических работников выросла на 20,7%, врачей – на 20%, среднего медицинского персонала – на 17,3%.
Пристальное внимание Главы государства А.Г.Лукашенко к оплате труда работников сферы образования неслучайно. В феврале 2018 г. во время рабочей поездки в Слуцкий район Президент заявил: «По учителям будем разбираться серьезнейшим образом. Надо за будущую пятилетку и оставшееся время заработную плату учителям удваивать. Это не популизм. Учитель у нас сегодня остался главным звеном на селе, в малых городах, районных центрах. И даже в Минске, областных центрах наша опора – учитель».
Принимая 26 августа 2019 г. с докладом Министра образования И.В.Карпенко, белорусский лидер напомнил и про задачу повышать уровень доходов низкооплачиваемых категорий работников, в том числе в дошкольном образовании: «Мы их должны подтягивать выше. Потому что работа тяжелейшая, особенно в детском садике. … Надо зарплаты у них подтягивать». По информации Министерства образования Республики Беларусь, уже разработана программа, согласно которой к 2025 году заработная плата педагогических работников должна составить 100% к средней зарплате по стране, а профессорско-преподавательского состава – 150%.
Рост оплаты труда в организациях системы здравоохранения также на особом контроле у Президента. В соответствии с поручением А.Г.Лукашенко заработная плата медиков к 2025 году должна составлять не менее 150% к средней зарплате по стране. К примеру, на 2020 год запланирован поэтапный рост зарплат медработников до 20% (что в среднем выше, чем у других бюджетников), для чего в бюджете заложено финансирование.
Во время посещения Республиканского научно-практического центра онкологии и медицинской радиологии им. Н.Н.Александрова 30 октября 2019 г. Глава государства подчеркнул, что работа по увеличению зарплат врачей будет продолжаться: «Мы, конечно, будем придерживаться этой линии, и к 2025 году у нас будет двойная зарплата у врачей».
Внимание властей направлено и на обеспечение достойного уровня жизни работников культуры. Так, по данным руководства Министерства культуры Республики Беларусь, зарплаты работников сферы к 2023 году должны вырасти до 80% от средней зарплаты по стране.
Одной из приоритетных задач руководства страны в 2019 году было снижение количества предприятий со средней зарплатой до 400 руб., ав 2020 году – с зарплатой меньше 500 руб.
Справочно.
В Витебском, Докшицком, Оршанском районах и г.Новополоцке отсутствуют организации со среднемесячной заработной платой ниже 500 руб.
Организации со среднемесячной заработной платой ниже 400 руб. есть только в одном районе области (Браславский район), а по итогам работы за январь – декабрь 2019 г. по прогнозу во всех организациях области заработная плата будет выше 400 руб.
Совершенствование системы оплаты труда работников бюджетных организаций
В целях совершенствования подходов к оплате труда работников бюджетных организаций издан Указ Президента Республики Беларусь от 18 января 2019 г № 27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций» (далее – Указ). Указом определены основные подходы по комплексному изменению системы оплаты труда работников бюджетных организаций (тарифной системы, структуры заработной платы, наименования стимулирующих и компенсирующих выплат, базы их исчисления и размеров и т.д.).
В соответствии с Указом с 1 января 2020 года:
Вместо действующей 27-разрядной Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь вводится 18-разрядная тарифная сетка с межразрядной разницей не менее 6% для определения размеров окладов работников бюджетных организаций. Указанная тарифная сетка введена в действие с 1 января 2020 г.
Изменяется величина, используемая при исчислении окладов работников бюджетных организаций.Вместо тарифной ставки первого разрядавводится базовая ставка, размер которой планируется приблизить к бюджету прожиточного минимума, что позволит укрепить тарифную часть заработной платы.
Размер базовой ставки будет определяться Правительством, как правило, с 1 января календарного года с учетом прогноза основных параметров социально-экономического развития Республики Беларусь.
Упрощается структура заработной платы работников бюджетных организаций.Заработная плата работников бюджетных организаций будет состоять из: оклада, стимулирующих (надбавки, премии) и компенсирующих (доплаты) выплат. Размер указанных выплат будет определяться от оклада или от базовой ставки.
Различного вида коэффициенты и повышения из состава заработной платы будут исключены. Количество надбавок и доплат будет максимально сокращено. При этом в централизованном порядке работникам будут устанавливаться следующие выплаты:
надбавка за стаж работы в бюджетных организациях в следующих размерах от базовой ставки при стаже работы:
до 5 лет – 10%;
от 5 до 10 лет – 15%;
от 10 до 15 лет – 20%;
от 15 лет и выше – 30%.
Премия, на выплату которой будут направляться средства, предусматриваемые в бюджете, в размере 5% от суммы окладов работников;
единовременная выплата на оздоровление, как правило, при уходе в трудовой отпуск (отпуск) из расчета 0,5 оклада работника (если иной размер не установлен законодательными актами или Правительством);
материальная помощь, как правило, в связи с непредвиденными материальными затруднениями, на выплату которой будут направляться средства в размере 0,3 среднемесячной суммы окладов работников.
При этом конкретные размеры, а также порядок и условия выплаты премий, единовременной выплаты на оздоровление и материальной помощи будут определяться положениями, утверждаемыми руководителями бюджетных организаций;
надбавки и доплаты, предусмотренные законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь (например, надбавка за работу на условиях контрактной формы найма, доплаты за ученую степень и ученое звание, за работу в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные, выходные дни, за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и др.).
При этом надбавка за работу на условиях контрактной формы найма для работников бюджетных организаций будет устанавливаться в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29, в который внесены соответствующие изменения, а размеры и порядок осуществления других надбавок и доплат – Указами Главы государства, постановлениями Правительства и Министерства труда и социальной защиты.
Расширяются права руководителей государственных органов и бюджетных организаций по установлению надбавок и доплат работникам.Указанные выплаты будут устанавливаться дополнительно к централизованным выплатам с учетом отраслевой специфики и результатов труда в пределах средств, выделенных из бюджета на оплату труда работников, а также средств, полученных от осуществления приносящей доходы деятельности, и из иных источников, не запрещенных законодательством.
Также Указом определено, что при введении новой системы оплаты труда с 1 января 2020 года не допускается снижение размеров начисленной заработной платы (без премии) работников бюджетных организаций, действовавших на момент введения новых условий оплаты труда.
Таким образом, с учетом вышеизложенной информации Указом четко разграничиваются полномочия Правительства, государственных органов и бюджетных организаций в области оплаты труда.
Контроль за выполнением законодательства в области труда и заработной платы
Государство уделяет пристальное внимание вопросам соблюдения законодательства о труде. В январе–ноябре 2019 г. было выявлено 2 593 факта (в ноябре 2019 г. – 225 организаций) нарушения нанимателями сроков выплаты заработной платы, сумм, причитающихся работникам на день увольнения, среднего заработка за время трудового отпуска.
Вместе с тем есть и положительная динамика. Так, на 19% сократилось количество случаев просроченной задолженности по выплате заработной платы в 2019 г. в сравнении с 2018 г. (910 и
1 124 случая соответственно). По состоянию на 1 января 2020 г. просроченная задолженность по заработной плате допущена в
98 организациях.
Государство уделяет пристальное внимание вопросам соблюдения законодательства о труде.
В отдельных организациях остается проблема с выплатой заработной платы. При этом отмечается постепенное снижение таких фактов.
В 2015 году – 1644 факта, в 2016 году 1686 фактов, в 2017 году 769 фактов, 2018 – 526 фактов, в 2019 году – 687 фактов.
Справочно.
На 1 апреля, мая и сентября 2019 года в области не имелось просроченной задолженности по заработной плате. Это обусловлено, в том числе, административными мерами.
По оперативным данным на 15.00 10.01.2020 заработная плата частично не выплачена в 80 организациях области в размере 4404,5 тыс. рублей (1,4 процента фонда оплаты труда за ноябрь), в том числе:
за октябрь 2019 г. – в 13 сельскохозяйственных организациях на сумму 418,2 тыс.рублей;
за ноябрь 2019 г – в 80 организациях на сумму 3986,3 тыс.рублей, в том 79 сельскохозяйственных организациях на сумму 3761,3 тыс.рублей, ПУП ”Витебский КХП“ – 225,0 тыс.рублей.
Всего в 2019 году за не обеспечение своевременной выплаты заработной платы привлечены к дисциплинарной ответственности 48 должностных лиц рай(гор)исполкомов, 155 руководителей организаций.
Для решения проблем в сфере оплаты труда органами государственного управления ведется постоянный мониторинг организаций, испытывающих трудности с выплатой заработной платы, анализируется начисленный фонд заработной платы с учетом роста производительности труда, полученной выручки от реализации продукции. Кроме того, осуществляется комплекс мер, направленных на расширение и поиск новых рынков сбыта продукции, заказов на ее производство, модернизацию производств, оказывается содействие организациям в привлечении дополнительных заемных средств, проводятся мероприятия по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций.
В свою очередь организациями области осуществляется постоянная работа по обеспечению устойчивой производственной деятельности, оперативному и полному взысканию дебиторской задолженности, оптимально эффективной организации работы персонала и его численности и др.
Основные направления совершенствования государственной политики в сфере содействия занятости населения
Состояние и динамика спроса и предложения рабочей силы в стране в 2019 году, ситуация в сфере занятости
С 2016 года реализация политики занятости в Республике Беларусь обеспечивается путем выполнения мероприятий подпрограммы «Содействие занятости населения» Государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016–2020 годы (далее – Государственная программа), утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2016 г. № 73.
Для реализации государственной политики в области содействия занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Республике Беларусь создана государственная служба занятости населения. Работу данной службы возглавляет и организует Министерство труда и социальной защиты.
Деятельность государственной службы занятости населения в числе прочего направлена на оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда.
В настоящее время на рынке труда страны наблюдаются положительные тенденции, которые характеризуются ростом спроса на рабочую силу и снижением уровня зарегистрированной безработицы.
В январе–ноябре 2019 г. в национальной экономике было занято 4330,6 тыс. человек. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года численность занятого населения незначительно сократилась (на 7,7 тыс. человек, или на 0,2%).
Справочно.
Численность населения, занятого в экономике Витебской области, в январе – ноябре 2019 г. составила 486,9 тыс. человек или 99,3 процента к соответствующему периоду прошлого года (уменьшилась на 3,5 тыс. человек).
По области обеспечен рост темпа численности занятого населения в городах Витебск (100,7 процента) и Новополоцк (101 процент).
В 2019 году в органы по труду, занятости и социальной защите области по вопросу трудоустройства обратились 25 тыс. человек (84 процента к уровню 2018 года).
Включая граждан, состоявших на учете в органах по труду, занятости и социальной защите на начало 2019 года, в трудоустройстве нуждалось 27,5 тыс. человек (82,3 % к 2018 г.).
На 1 декабря 2019 г. на учете в органах по труду, занятости и социальной защите состояло 10,2 тыс. безработных (на 28% меньше, чем на 1 декабря 2018 г.).
Справочно.
Численность безработных, состоящих на учете в органах по труду, занятости и социальной защите области,на 01.01.2020 составила 1506 человек,что на 505 человек (на 25,1 процента) меньше, чем на 01.01.2019.
Число вакансий, заявленных в органы по труду, занятости и социальной защите, по сравнению с 1 декабря 2018 г. увеличилось на 14,7% и на 1 декабря 2019 г. составило 90,1 тыс. Это в 8,8 раза больше численности безработных. Средний период трудоустройства составил 1,4 месяца (в аналогичном периоде 2018 г. – 1,6 месяца).
Справочно.
Число вакансий в области, заявленных нанимателями, на 01.01.2020 составило 7,7 тыс., что на 18,7 процента больше, чем на 01.01.2019.
Выполнение мероприятий Государственной программы позволило в 2019 году снизить уровень зарегистрированной безработицы до 0,2% к численности рабочей силы, а также снизить уровень безработицы по методологии Международной организации труда (далее – МОТ) с 4,8% за 9 месяцев 2018 г. до 3,9% в аналогичном периоде 2019 года (в Витебской области - до 0,3% к численности рабочей силы).
Расхождение в цифрах объясняется тем, что Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь определяет уровень безработицы по числу зарегистрированных в службе занятости. В последние годы этот показатель не превышал 1%.
По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, в ходе указанного обследования опрашивается население в возрасте от 15
до 74 лет включительно. Нижняя возрастная граница определена в соответствии с рекомендациями Организации Объединенных Наций (ООН) по проведению переписи населения, в которых установлено, что минимальный возраст для определения экономической активности населения не должен превышать 15 лет, а верхняя граница – с учетом наличия фактов экономической деятельности.
Снижение официально зарегистрированной безработицы и рост вакансий обусловили дальнейшее падение уровня напряженности на рынке труда. Коэффициент напряженности на рынке труда (показывает, какое число безработных граждан, состоящих на учете в службе занятости, приходится на одну заявленную предприятиями вакансию) снизился с 0,2 на 1 декабря 2018 г. до 0,1 безработных на одну вакансию на 1 декабря 2019 г. (в Витебской области снизился с 0,3 на 1 января 2019 г. до 0,2 безработных на одну вакансию на 1 января 2020 г. )
Благоприятное влияние на рынок труда оказывает также сокращение масштабов вынужденной неполной занятости.
Справочно.
Режимом вынужденной неполной занятости в Витебской области в январе-ноябре 2019 г. были охвачены 6,8 тыс. человек, что меньше чем в январе – ноябре 2018 года в 2,2 раза и составляет 1,9 процента от списочной численности работников(в январе – ноябре 2018 года – 4,3 процента от списочной численности работников, 15,1 тыс. человек).
Несмотря на позитивную динамику на рынке труда, вопрос создания новых рабочих мест находится на постоянном контроле Главы государства. Так, Указом Президента Республики Беларусь от
23 февраля 2016 г. № 78 «О мерах по повышению эффективности социально-экономического комплекса Республики Беларусь» поставлена и выполняется задача по обеспечению ежегодного увеличения количества трудоустроенных граждан на вновь созданные рабочие места не менее чем на 50 тыс. человек.
«Создание рабочих мест должно стать основным показателем эффективности работы руководителей государственных органов», –таково требование А.Г.Лукашенко.
На 2019 год прогнозные показатели по трудоустройству граждан на вновь созданные рабочие места составляли 67 660 человек (значение прогнозного показателя на девять месяцев 2019 г. – 48 900 человек).
За январь-сентябрь 2019 г. по республике трудоустроено на вновь созданные рабочие места 50 352 человека (на 1452 больше прогноза, или 103% к прогнозному показателю).В Минске план перевыполнили на 2 252 человека, в Брестской и Гродненской областях – на 570 и 331 человека соответственно.
Справочно.
В частности, за январь – сентябрь 2019 года по Витебской области на вновь созданные рабочие места за счет создания новых предприятий и производств трудоустроены 4779 граждан (94,8 процента к заданию на январь – сентябрь 2019 г.), из них за счет создания новых производств – 3030 человек, новых предприятий – 1749 человек.
Деятельность руководства страны и далее направлена на ее успешное социально-экономическое развитие и закрепление сложившихся положительных тенденций на рынке труда. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.02.2019 № 921 «О задачах социально-экономического развития Республики Беларусь на 2020 год» определен перечень территорий с напряженной ситуацией на рынке труда на 2020 год, в который вошли 29 регионов (22,7 процента от общего числа административно-территориальных единиц). В 2019 году в такой перечень было включено 53 региона и по данным на 1 декабря 2019 г. ситуация улучшилась в каждом из них.
Справочно.
По по Витебской области – 9 регионов: Бешенковичский, Глубокский, Городокский, Миорский, Поставский, Россонский, Сенненский, Толочинский и Шарковщинский районы.
На 1 декабря 2019 г. по сравнению с началом 2019 года ситуация на рынке труда улучшилась в 12 районах или 80 процентов от общего числа административно-территориальных единиц (в Бешенковичском, Браславском, Глубокском, Докшицком, Лиозненском, Миорском, Оршанском, Поставском, Сенненском, Толочинском, Чашникском и Шарковщинском).
В Оршанском районе улучшены все показатели по сравнению с началом года, не изменилась ситуация в Верхнедвинском, Городокском районах.
Реализуемые государством активные меры по обеспечению занятости населения, в том числе работников, высвобождаемых в результате модернизации, реструктуризации производств, предусматривают:
содействие безработным в трудоустройстве на постоянное место работы;
содействие переселению граждан из числа безработных и членов их семей на новое место жительства и работы с предоставлением нанимателями жилых помещений;
организацию профессиональной подготовки (переподготовки);
организацию оплачиваемых общественных работ;
интеграцию в трудовую сферу целевых групп населения;
содействие в организации предпринимательской деятельности безработных.
В этих целях отработан и эффективно действует механизм актуализации Общереспубликанского банка вакансий (внедрен в 2007 году в целях информирования граждан, нуждающихся в трудоустройстве, о наличии вакансий на предприятиях республики), размещенного на портале Государственной службы занятости. Стоит отметить, что банк вакансий активно используется: в январе–ноябре 2019 г. зафиксировано 15,2 млн. посещений.
С вступлением в силу в 2016 году новой редакции Закона Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» впервые урегулированы вопросы деятельности агентств по трудоустройству. С 1 января 2017 г. предоставление гражданам услуг по содействию в трудоустройстве на территории страны может осуществляться только теми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, которые включены в Реестр агентств по трудоустройству (на сегодняшний день – более 170 агентств).
Для агентств определен порядок предоставления услуг и, что самое главное, плата за услугу осуществляется гражданами только по факту ее предоставления.
Содействие безработным в трудоустройстве на постоянное место работы. В рамках выполнения мероприятий Государственной программы за январь–ноябрь 2019 г. оказано содействие в трудоустройстве на созданные рабочие места и имеющиеся вакансии
127 тыс. человек, из них 63,1 тыс. безработных. Уровень трудоустройства безработных составил 63,6% от числа нуждающихся в трудоустройстве при целевом показателе по итогам 2019 года 59%.
Рынок труда сегодня стремительно меняется, растет потребность в высококвалифицированных специалистах, но при этом постоянно требуются и работники без специализированной подготовки.
Как и в 2018 году, на рынке труда более востребованы рабочие (водитель автомобиля, швея, продавец, машинист, повар, каменщик, электрогазосварщик) – 63,6% от общего числа вакансий. В этом году появился новый тренд – очень высок спрос на профессии низкой квалификации, которые не требуют специальной подготовки: сторожа, вахтеры, охранники и так далее. Причем они не всегда низкооплачиваемые.
На долю вакансий для специалистов приходится немногим более трети – здесь сегодня очень востребованы врачи, ветеринары, бухгалтеры, инженеры по охране труда и особенно IT-специалисты – на них последние три года спрос постоянный. (В Витебской области на долю вакансий для специалистов приходится немногим более трети – здесь сегодня очень востребованы врачи, ветеринары, бухгалтеры, инженеры).
Содействие переселению граждан из числа безработных и членов их семей на новое место жительства и работы с предоставлением нанимателями жилых помещений. В целях стимулирования трудовой мобильности граждан оказано содействие в переселении на новое место жительства и работы 33 семьям безработных.
Организация профессиональной подготовки (переподготовки). В целях повышения конкурентоспособности на рынке труда республики на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации направлено 695 безработных (4,7% от нуждающихся в трудоустройстве безработных при прогнозе 5,5%).
В целях оказания практической помощи гражданам в выборе профессии, смене рода занятий и повышении квалификации с учетом склонностей, интересов личности и потребностей рынка труда органами по труду, занятости и социальной защите оказаны профориентационные услуги 36,2 тыс. обратившихся граждан. Различными мероприятиями профориентационной направленности охвачено 37,5 тыс. учащихся учреждений общего среднего образования.
Справочно.
С целью приобретения опыта практической работы по полученной профессии (специальности) оказано в Витебской области содействие в трудоустройстве на временные рабочие места 59 безработным.
В целях содействия максимальной занятости высвобождаемых работников органами по труду, занятости и социальной защите проводятся информационные мероприятия по консультированию нанимателей и работников по вопросам трудового законодательства, законодательства о занятости населения, социальной защите, разъяснению ситуации на рынке труда региона, организованы «горячие линии».
Организация оплачиваемых общественных работ. В оплачиваемых общественных работах приняли участие 3,8 тыс. человек. Обеспечена временная трудовая занятость 4,3 тыс. школьников, учащихся и студентов в свободное от учебы время.
Интеграция в трудовую сферу целевых групп населения. Забронировано 2700 рабочих места для приема на работу граждан, которым предоставляются дополнительные гарантии в области содействия занятости населения.
Из числа нуждающихся в дополнительных гарантиях занятости на забронированные рабочие места по направлению органов по труду, занятости и социальной защите в 2019 г.
трудоустроен 1741 человек, в том числе в счет брони – 816 человек.
На адаптацию к трудовой деятельности с компенсацией затрат нанимателям по оплате труда направлено 45 инвалидов.
Содействие в организации предпринимательской деятельности безработных. Национальным законодательством закреплены дополнительные гарантии занятости всем желающим заработать, занимаясь при этом любимым делом.
Сегодня граждане могут осуществлять такую деятельность без необходимости регистрироваться в качестве субъекта предпринимательства.
О работе по популяризации предпринимательской деятельности в Беларуси
Стоит отметить, что в последние годы в стране проделана значительная работа по популяризации и совершенствованию условий осуществления предпринимательской деятельности для действующих субъектов хозяйствования, а также активизации предпринимательских инициатив граждан.
В республике ежегодно, начиная с 1997 года, проводится конкурс «Предприниматель года», в котором приняли участие тысячи предпринимателей и руководителей малых и средних предприятий из всех регионов республики.
Изменение целого ряда правовых условий осуществления предпринимательской деятельности принесли свои положительные результаты.
Для действующих субъектов хозяйствования указанные меры позволили значительно сократить финансовые, трудовые и временные затраты на администрирование бизнеса, а для начинающих предпринимателей являлисьдополнительным стимулом к открытию собственного дела.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от
17 октября 2018 г. № 743 утверждена Стратегия развития малого и среднего предпринимательства «Беларусь – страна успешного предпринимательства» на период до 2030 года.
Принятые Главой государства и Правительством меры позволяют сохранить положительную тенденцию роста числа субъектов малого и среднего предпринимательства.
По данным Министерства по налогам и сборам, на 1 ноября 2019 г. количествосубъектов малого и среднего предпринимательства (юридические лица и индивидуальные предприниматели) составило 362 745 единиц, или 104% к аналогичному периоду 2018 года.
Для оказания содействия развитию малого и среднего предпринимательства в республике действует сеть субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, состоящая на 18 декабря 2019 г. из 110 центров поддержки предпринимательства и 26 инкубаторов малого предпринимательства.
Законодательством также предусмотрены и используются субъектами малого и среднего предпринимательства меры имущественной поддержки:
предоставление в безвозмездное пользование недвижимого имущества, применение понижающих коэффициентов к базовым ставкам при расчете ставки арендной платы;
предоставление права преимущественного приобретения субъектами малого и среднего предпринимательства объекта недвижимого имущества, надлежащим образом исполняющими свои обязательства по договору аренды этого объекта не менее трех лет;
предоставление рассрочки оплаты до пяти лет с ежемесячной индексацией платежей со дня заключения договора купли-продажи.
Особенности внутренней и внешней трудовой миграции населения.
По данным выборочного обследования домашних хозяйств, которое проводит Национальный статистический комитет Республики Беларусь в целях изучения проблем занятости населения, в 2018 году большинство работающих граждан (86%) трудились в организациях, расположенных по месту проживания, около 13% – в организациях, расположенных в других населенных пунктах республики, и менее 2%– за пределами Республики Беларусь.
Более 80% выезжающих на заработки за границу, не меняя при этом своего постоянного места жительства, трудоустраивались в России. Из общей численности внешних трудовых мигрантов каждый второй – гражданин в возрасте 25-39 лет.
По данным МВД за январь–сентябрь 2019 г. для работы на основе подписанных договоров и контрактов:
выехало из республики 7,4 тыс. человек, или 81,6% от уровня 2018 года (в январе–сентябре 2018 г. – 9,1 тыс. человек). Выезжают граждане преимущественно вРоссийскую Федерацию (3,4 тыс. человек, или 45% от общего количества выехавших), Польшу (1335 человек, или 18,1%), Литву (903 человека, или 12,2%) и Чехию (658 человек, или 8,9%);
въехало в республику 14,9 тыс. человек (в январе–сентябре 2018 г. – 11,8 тыс. человек). Основными донорами трудовых мигрантов являлись: Российская Федерация (4,5 тыс. человек, или 30,1% от общего количества въехавших), Китай (3,5 тыс. человек, или 23,5%), Украина (2,3 тыс. человек, или 15,7%), Узбекистан (934 человека, или 6,3%).
Положительное сальдо трудовой миграции за январь–сентябрь 2019 г. составило 7,5 тыс. человек (в январе–сентябре 2018 г. –2,7 тыс. человек).
В последнее время много говорят о ситуации с оттоком кадров в здравоохранении. По сведениям Министерства здравоохранения Республики Беларусь, в год за границу уезжает 190-210 медиков (без учета тех, кто выехал в Россию).
В то же время, согласно данным Республиканского банка вакансий, врачи и медсестры уже продолжительное время входят в пятерку самых востребованных специалистов в нашей стране.
Справочно.
На 1 декабря 2019 года в Беларуси было 3 021 вакансия для врачей-специалистов, для медсестер – 2 911 предложений. Самый большой дефицит медицинских кадров – в Гомельской области и в г.Минске.
Проблема кадров в здравоохранении находится на постоянном контроле Президента.30 октября 2019 г., посещая Республиканский научно-практический центр онкологии и медицинской радиологии имени Н.Н.Александрова,он заявил: «Нас это волнует, но не напрягает. Может, и ничего страшного, что человек поехал, где-то чему-то подучился. Главное, чтобы он не забывал о стране, возвращался обратно и помогал ей».
Одним из направлений государственной поддержки сферы здравоохранения является обеспечение жильем медицинских работников.
Так за 2017-2019 годы обеспечены жильем 2269 молодых специалистов (в том числе выделено 572 арендных квартиры и 534 отдельные комнаты в общежитиях).
Контролируя ход строительства общежитий семейного типа для медработников в поселке Лесковка Минского района, А.Г.Лукашенко отметил, что «надо строить такие так называемые общежития: для врачей, для медсестер, для тех, кто работает в больницах. Это будет очень сильно привязывать человека к этой клинике, к этому центру, к этой земле».
Также для оснащения организаций здравоохранения республиканского, областного и районного уровней предприятиями «Медтехника» за 9 месяцев 2019 г. закуплено медицинское оборудование и изделия медицинского назначения на сумму 365,1 млн. руб.
***
Ключевая задача на всех уровнях государственного управления сегодня – обеспечение достойного уровня и качества жизни населения страны. Согласно Концепции Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2035 года стратегической целью устойчивого развития Республики Беларусь является «достижение высоких стандартов качества жизни и социального благополучия посредством развития потенциала и равных возможностей для каждого человека, обеспечения достойного труда и высоких доходов населения, сохранение природных систем для нынешних и будущих поколений».
Главное управление идеологической работы и по делам молодежи Брестского облисполкома, январь 2020 г.
раскрыть » / « свернуть