В рамках профильного обучения в гимназии функционируют классы военно-патриотической направленности для ориентации на получение военных специальностей.
Целью данных классов является целенаправленная и профессиональная ориентация молодежи, подготовка к учебе в Военной Академии Республики Беларусь и прохождению службы в Вооруженных силах Республики Беларусь.
Накопленный опыт функционирования военно-патриотических классов показывает, что это интересная, увлекательная и необходимая форма работы, поскольку наряду с теоретическими знаниями и практическими навыками юноши и девушки получают возможность профессионального самоопределения.
Целенаправленная работа педагогического коллектива по нравственно-патриотическому воспитанию учащихся, поиск самых современных и эффективных форм воспитания и обучения в этом направлении позволил выстроить систему работы.
Идея создания в Пинске первого военно-патриотического класса принадлежит Былинской Л.С., в те годы заместителю директора гимназии №2 по научно-методической работе. Её начинание поддержали как в гимназии, так и в городской администрации.
В 2003 году, на основании договора между Военной Академией Республики Беларусь и гимназией №2 был открыт первый в городе Пинске военно-патриотический класс. В 2005 г. состоялся первый выпуск, а всего за годы создания первого военно-патриотического класса выпускниками стали более 250 пинчан. Выпускники ВПК проходят обучение в Военной Академии, на военных факультетах в БГУ и БНТУ, в Академии МВД, в Университете гражданской защиты. 78 бывших учащихся военно-патриотических классов сегодня носят офицерские погоны и служат в органах внутренних дел, военно-воздушных войсках противовоздушной обороны, пограничных, воздушно-десантных, ракетных войсках и артиллерии.
Учащимися ВПК, в соответствии с полномочиями, предоставленными командованием Военной академии, приказом директора гимназии присваиваются специальные звания «вице - курсант», выдается удостоверение установленного образца, учащиеся получают право на ношение военной формы одежды. Для повседневной работы учащиеся распределяются по строевым отделениям, командирам которых присваиваются специальные вице-сержантские звания. Имеется типовой распорядок дня.
В гимназии для расположения военно-патриотических классов выделен специальный кабинет, оборудованный соответствующими принадлежностями. На его стенах - содержательные стенды и плакаты о Вооруженных силах, Военной академии, военных факультетах вузов РБ. Учебно-методическое обеспечение кабинета позволяет доводить до молодых людей главные идеи патриотического воспитания на основе изучения истории города, страны, государственной символики, истории Вооруженных Сил и глубокий смысл сохранения традиций и преемственности поколений.
Армейская специально-техническая подготовка, изучение современной военной техники, участие в спортивных соревнованиях, экскурсии в воинскую часть, по местам боевой и трудовой славы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участие в параде на День Победы, в несении Вахты Памяти, литературно-музыкальных вечерах, посвященных Дню Победы, уроках Мужества, традиционное принятие Торжественного обязательства, участие в акции “Дети-детям”, благотворительной ярмарке “Дорогою добра”, в акции “Наша аллея памяти”, участие в различных волонтерских акциях, организация народных праздников, участие в проекте “Храмы Полесья”, ведение страницы в социальной сети «ВК», – это далеко не полный перечень деятельности учащихся военно-патриотических классов.
По сложившейся традиции вице-курсанты ежегодно совершают поездку в Военную Академию в День открытых дверей, чтобы побывать на всех военных факультетах, познакомиться с преподавательским составом, жизнью курсантов. Систематически проходят встречи с курсантами военных вузов, организована работа агитационной бригады по пропаганде выбора профиля будущего обучения на III ступени.
Воспитание учащихся в духе продолжения славных боевых традиций старшего поколения, уважения к подвигам героев формирует у подростков чувство любви к Родине, родному краю, гордости за его историю, повышает интерес к военно-прикладным видам спорта, способствует развитию физических и волевых качеств, готовности к защите Отечества. Объединенные одной целью, учащиеся военно-патриотических классов значительно отличаются от своих сверстников дисциплинированностью, активной жизненной позицией, отношением к учебе. Единство взглядов родителей учащихся и педагогов гимназии на обучение и воспитание позволяет строить учебно-воспитательный процесс на основе тесного сотрудничества.