Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении
Подростковая неуверенность: причины и пути исправления
Как уберечь ребенка от зависимости
Как помочь детям подготовиться к экзаменам
Разработка мероприятия "Как помочь ребенку в период подготовки к экзаменам?"
Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении
Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности. Выбор профессии - важный и ответственный шаг в жизни каждого молодого человека, так как часто определяет в дальнейшем весь жизненный путь человека. Поэтому очень важно предостеречь в этот момент от возможных ошибок, оказать помощь в выборе дела по душе.
В результате неправильного выбора профессии подросток не может найти свое место в жизни, не может высоко подняться по карьерной лестнице, что ведет к нервным срывам и психическим расстройствам, а общество теряет талантливых журналистов, врачей, инженеров, ученых, поваров, портных.
Профессиональное становление и самоопределение подростка – это процесс многоаспектный. В нем должны соединиться и ужиться три базовых фактора:
Я-хочу,
Я-могу,
Я-надо.
«Хочу» - это желания, интересы, склонности личности.
«Могу» - это человеческие возможности (физиологические и психологические, образовательные ресурсы личности).
«Надо» - это потребности рынка труда, обязанности человека перед обществом, людьми, семьёй и т. д.
«Я-хочу» должно быть адекватно «Я-могу» и учитывать требования социальной среды «Я-надо».
Профильная и профессиональная ориентация подростка включает в себя:
- ориентацию в мире профессий (какие профессии существуют? И чем занимается человек определенной профессии?);
- осознание того, что интересно ему и что он можешь делать;
- ориентацию на рынке труда, т.е. в том, какие профессии нужны сегодня региону и стране в целом;
- ориентацию на рынке образовательных услуг, т.е. то есть, где можно получить интересующую ребенка профессию.
Отмечается, что значительная часть подростков испытывает страх перед необходимостью принятия решения. За долгие годы учебы в школе детям предлагались в основном готовые решения, все было известно наперед и определено расписаниями и учебными планами. И вдруг предлагают определиться в таком архиважном вопросе.
Кто-то считает, что главное при выборе профессии – это совет родителей? А кто-то считает, что главное – личный интерес вашего ребенка? Чтобы правильно выбрать будущее дело по душе и по плечу, нужно сознательно и самостоятельно встать на позицию равного уважения к разным видам труда. Это совсем не просто. Даже многие взрослые работающие люди могут иметь предвзятое, пристрастное и несправедливое мнение о «других» видах деятельности. А дела людей могут быть подчас неожиданно разнообразны: есть люди, которые лучшее время жизни отдают изучению клюквы и озабочены сохранением болот, другие видят смысл своего труда как раз в том, чтобы осушать, уничтожать болота. Нет «интересных» и «неинтересных» профессий.
Главное для родителей - отдавать себе отчет в том, что они лишь помогают ребенку определиться, а вовсе не определяются вместо него.
Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в ходе откровенной беседы с ним, ни в коем случае не на бегу. Лучше всего завести разговор как бы «к слову». При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность. Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это связанно. Важно учитывать степень влияния сверстников на решение сына или дочери и насколько такое влияние оказывается положительным. Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор.
- Сознательный выбор профессии (специальности) основывается на:
- знаниях о мире профессий;
- знаниях о выбираемой конкретной профессии;
- изучении своих интересов;
- изучении своих способностей;
- знании своих сильных и слабых качеств;
- состоянии своего здоровья;
- учёте материальных условий семьи;
- учёте ситуации на рынке труда.
«Восемь углов выбора профессии».
По мнению Е.А. Климова существует 8 углов ситуации выбора профессии. Ведь старшеклассник принимает во внимание сведения не только об особенностях различных профессий, но и массу другой информации.
1) Позиция старших членов семьи. Конечно, забота старших о будущей профессии своего чада понятна; они несут ответственность за то, как складывается его жизнь. Очень часто родители предоставляют ребенку полную свободу выбора, требуя тем самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы. Случается, что родители не согласны с выбором ребенка, предлагая пересмотреть свои планы и сделать другой выбор, считая, что он еще маленький. Правильному выбору профессии часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить. Им кажется, что именно их сын или дочь сможет проявить себя, так как у них в отличие от родителей «выше трамплин, с которого они будут погружаться в мир профессии… Наблюдения показывают, что в большинстве случаев дети соглашаются с выбором родителей, рассчитывая на помощь родителей при поступлении в какое-либо учебное заведение. При этом дети, конечно же, забывают, что работать по данной специальности придется им, а не их родителям. О бесконфликтности выхода из таких обстоятельств можно лишь предполагать.
2) Позиция товарищей, подруг (сверстников). Дружеские отношения старшекласс²耀ков уже очень крепки и влияние их на выбор профессии не исключено, так как внимание своего профессионального будущего сверстников также возрастает. Именно позиция микрогруппы может стать решающим в профессиональном самоопределении.
3) Позиция учителей, школьных педагогов, классного руководителя. Каждый учитель, наблюдая за поведением учащегося только в учебной деятельности, все время «проникает мыслью за фасад внешних проявлений человека, ставит своего рода диагнозы относительно интересов, склонностей, помыслов, характера, способностей, подготовленности учащегося». Учитель знает множество той информации, которая неизвестна даже самому ученику.
4) Личные профессиональные планы. В поведении и жизни человека представления о ближайшем и отдаленном будущем играют очень важную роль. Профессиональный план или образ, мысленное представление, его особенности зависят от склада ума и характера, опыта человека. Он включает в себя главную цель и цели на будущее, пути и средства их достижения. Но планы различны по содержанию и то, какие они зависит от человека.
5) Способности. Способности, таланты учащегося старших классов необходимо рассматривать не только в учебе, но и ко всем другим видам общественно ценной активности. Так как именно способности включает в себя будущая профессиональная пригодность.
6) Уровень притязаний на общественное признание. Реалистичность притязаний старшеклассника – первая ступень профессиональной подготовки
7) Информированность – важная, неискаженная информация – важный фактор выбора профессии.
8) Склонности проявляются и формируются в Деятельности. Сознательно включаясь в разные виды деятельности, человек может менять свои увлечения, а значит и направления. Для старшеклассника это важно, так как до профессиональные увлечения – путь к будущему.
Роль родителей в профессиональном самоопределении учащихся.
Уважаемые родители, выбор профессии – важный и ответственный шаг в жизни каждого человека, ведь речь идет о жизненном призвании. Сегодня мы поговорим о том, как родители могут поддержать своего ребенка при выборе профессии и каким образом семья влияет на отношение подростка к работе. Всем родителям хочется обеспечить благополучное будущее своим детям.
Мы хотим, чтобы они получили надежную, уважаемую, высокооплачиваемую профессию, кроме того у нас есть определенные представления о характере и склонностях наших детей. И мы стремимся поделиться с детьми нашим жизненным опытом, нашими представлениями о том, какой жизненный путь для них предпочтительнее.
Выбор профессии – дело семейное. Конечно, последнее и решающее слово остается за теми, кто выбирает свое будущее, но мнение родителей, их совет и поддержка очень важны. Выбирая профессию, люди выбирают не только способ, каким будут зарабатывать себе на жизнь, но и образ жизни Кто должен нести ответственность за выбор профессии родители или дети? (Ответственность - качество, которое помогает человеку принимать на себя обязательства и их выполнять без всяких принуждений и напоминаний.) Очень важно, чтобы родители часть ответственности возложили на детей. В психологии не случайно существует термин «профессиональное самоопределение».
Важно, чтобы у подростка сложилось ощущение, что сделанный им выбор профессии – это его самостоятельный выбор. Конечно, сделать это не просто. Представления детей о мире профессий имеют неполный и отрывочный характер. Часто их привлекают модные и популярные профессии, даже если у них нет для этого необходимых данных. И в такой ситуации родителям может показаться, что наиболее правильный путь для них – самим решить, какая профессия будет для ребенка оптимальной.
Выбор подразумевает ответственность за его последствия. Кто выбирает, тот и отвечает. И если ребенку кажется, что профессию он выбрал не сам, то он и учится не для себя. И наоборот, самоощущение, что данную профессию ребенок выбрал сам, значительно стимулирует его к продвижению по пути профессионального развития.
Вместе с тем, полная самостоятельность тоже затрудняет профессиональное самоопределение. На выбор профессии ребенка могут оказывать влияние следующие факторы:
- родители;
- друзья;
- СМИ;
- профильное обучение;
- родственники;
- сверстники.
Для того чтобы выбор профессии был идеальным, прежде всего ребенок должен решить сам, какую профессию ему выбрать, но огромную роль в этом выборе играет семья, хотя сами дети этого могут и не осознавать. Зачастую они ориентируются на профессии родственников.
Всем нам известны примеры трудовых династий, когда несколько поколений одной семьи работают по одной специальности, и случаи, когда кто-то становится «врачом, как мама» или « шофером, как папа». С одной стороны, семейная традиция может ограничивать вероятный выбор. Ребенок как бы идет по инерции, не пытаясь понять, насколько профессия родителей действительно соответствует его собственным интересам и склонностям. С другой стороны, он очень хорошо представляет данную профессию и отдает себе отчет в том, какие качества для нее требуются.
Например, дети врачей прекрасно знают, что медицинская профессия подразумевает срочные вызовы и сверхурочную работу, а также просьбы о помощи со стороны знакомых и соседей. Таким образом, если ребенок выбирает профессию родителей, важно обсудить с ним мотивы его выбора, понять, что им движет. Жизненный опыт подростка ограничен, его представления о профессиональной деятельности часто имеют неполный или нереалистичный характер. У ребенка могут возникать вопросы о содержании профессиональной деятельности, о месте возможной работы, об уровне зарплаты, он может смешивать понятия «профессия» и «должность».
Находясь в ситуации выбора, дети часто испытывают растерянность и нуждаются в поддержке взрослых. Очень важно не отказываться от роли советчика. Родитель может выступить как эксперт и поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, где можно найти работу, какие ограничения она накладывает.
Следует представить эту информацию в нейтральной форме, чтобы ребенок сделал выводы самостоятельно. Особенно ценно для подростков, если взрослые делятся с ними собственным опытом самоопределения, переживаниями и сомнениями. Не стоит ограничиваться рассказами и разговорами. Гораздо важнее непосредственный опыт. Большое впечатление может произвести общение со специалистами той профессии, которую выбрал ребенок. Опыт подобного общения может, как подтолкнуть к выбору, так и заставить задуматься о том, насколько он в действительности сможет работать по выбранной специальности.
На сегодняшний день лучше сделать ставку на овладение несколькими профессиями, хорошо, если в ситуации выбора профессии у ребенка имеется запасной вариант. Как правило, сами подростки об этом варианте не задумываются, и наша задача- поставить перед ним вопрос: что они будут делать, если по каким-то причинам им не удастся реализовать намеченные планы? Наличие запасного варианта позволяет снизить напряжение в ситуации выбора профессии и тревогу у подростка. Важно понимать, что выбор, который ребенок делает сейчас, не окончателен.
Многие из нас по разным причинам меняют профессию в течение жизни (изменяется ситуация на рынке труда). Возможно, выбранная профессия всегда будет интересна, а может через некоторое время предпочтения изменятся, главное здесь – стремиться наиболее полно реализовать свои возможности.
Выбор профессии – это, прежде всего процесс, цепочка взаимосвязанных шагов, осуществляемых с учетом различных обстоятельств. - Осведомленность и ориентировка в пространстве выбора профессий.
- Выявление способностей и склонностей.
- Изучение социального спроса на профессию (ситуация на рынке труда).
- Анализ и организация действий (выбор пути и средств осуществления выбора).
- Окончательный выбор (оценка собранной информации)
- Осведомленность и ориентировка.
Чтобы правильно ориентироваться в пространстве выбора профессий, можно обратиться к специалистам по профессиональному консультированию, которые смогут дать вам прогноз относительно востребованности специалистов, т. ч. и профессии через несколько лет, а также помогут составить полное представление о профессии, раскроют информацию о требующихся знаниях и умениях, трудовых операциях, орудиях труда, нормах, оплате труда. Здесь же помогут и в выборе образовательного учреждения.
- Выявление способностей и склонностей.
Постарайтесь сначала помочь ребенку оценить его интересы. Чем бы он хотел заниматься? Какие предметы из школьной программы ему нравятся? Чем он любит заниматься в свободное время? Легко ли ему даются контакты с людьми, особенно посторонними? Способности и склонности – не одно и то же. Возможно, что вы испытываете интерес, к какому- либо виду деятельности, но успех в ней обойдется вам слишком большой физической и психологической ценой. Чтобы этого не случилось, желательно подростку получить консультацию психолога. В случае необходимости подростку будет рекомендован комплекс мероприятий, направленных на совершенствование профессионально полезных качеств.
- Социальный спрос на профессию (ситуация на рынке труда).
Полезно помочь ребенку оценить ситуацию на рынке труда. Простейший путь: возьмите несколько изданий с объявлениями о вакансиях, сходите на посвященные трудоустройству сайты в сети Интернет и посмотрите, какие специалисты требуются. Имеет смысл также воспользоваться прогнозами, которые составляют кадровые агентства и службы занятости. Сопоставив эти данные, определите, учеба в каком вузе и на каком факультете сулит наилучшие перспективы. Однако учитывайте, что потребности рынка могут меняться. Через 3-5 лет, когда ваш ребенок закончит обучение, картина может поменяться. Так что выбирайте сердцем, а не рассудком.
- Анализ и организация действий.
Помогите ребенку оценить его главные профессиональные цели: чего он хочет от себя и от своей работы, кем он видит себя через 5 лет. Постарайтесь как можно больше узнать о будущей специальности, используя все доступные средства. Помогите ребенку оценить условия, определяющие его выбор, пути и средства осуществления выбора: уровень образовательной подготовки, материальные возможности на случай платного обучения, наличие образовательного учреждения, варианты возможного трудоустройства.
- Принятие решения.
Собрав информацию, предложите ребенку составить список основных его профессиональных предпочтений из 5-10 позиций. Разделив лист бумаги на 2 колонки (плюсы и минусы), действуйте методом исключения. Когда в списке останется три пункта, проведите дополнительное, более детальное исследование и сделайте окончательный выбор. Далеко не всегда все эти условия совпадают. Более того, зачастую какие-либо из этих обстоятельств просто не берутся в расчет.
Выбор профессии оказывается, по существу, случайным и непродуманным, и, когда это становится ощутимым, человек снова встает перед проблемой выбора – продолжать мучения, пополнить ряды безработных или?
Семья - это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. У каждого из нас, взрослых, есть свое представление о работе, которое мы, порой сами того не ведая, передаем ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части своей жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то ребенок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот.
Самое главное для ребенка, как бы он не стремился к самостоятельности, - это ощущение поддержки со стороны взрослого. Для детей важно, что по трудному пути самоопределения они идут не одни, что рядом находится взрослый, который поддержит в трудную минуту и поможет, какой бы путь они не выбрали. Это ощущение придает им уверенность в своих силах и побуждает к достижениям не только учебным, но и профессиональным.
Подростковая неуверенность: причины и пути исправления
Подростковая неуверенность не появляется на пустом месте. Часто она становится результатом родительских ошибок в воспитании или изменений, происходящих при взрослении ребенка. Подросток становится аутсайдером среди сверстников, имеет множество проблем в учебе и отношениях. Как помочь ребенку перестать бояться неудач, как развить и укрепить уверенность? Новый материал для вас, родители!
СЛОЖНОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Переход из детства во взрослую жизнь называется переходным возрастом. Длится он несколько лет, с 12 до 18, хотя здесь все индивидуально. Для детей это сложное и драматичное время, для родителей — своеобразное испытание на прочность.
Вчерашние милые ребятишки, получившие гормональную перестройку организма и как следствие эмоциональную нестабильность, начинают обрастать колючками и комплексами. Добавьте попытки самоутверждения среди ровесников, первую влюбленность, маячащие впереди выпускные экзамены и необходимость определения в жизни и получите полную картину физического и психического состояния современного тинейджера. И как здесь не приобрести подростковую неуверенность в себе, которая может проявляться в виде упрямства, обидчивости, негативизма и агрессии?
ВРЕД ПОДРОСТКОВОЙ НЕУВЕРЕННОСТИ
Неуверенность в подростковом возрасте — большая проблема. Страх и опасения мешают полноценно формироваться юному человеку. Такой ребенок заранее проигрывает в учебе, спорте, занятиях по интересам, даже в личных отношениях, потому что сомневается в собственных силах. Но даже благополучно минув пубертатный период и став взрослым, такой человек продолжит линию подчинения ситуации и будет плыть по течению. Неуверенный человек боится самой жизни. Он часто недоволен своим положением и работой, пессимистичен по натуре и периодически страдает депрессиями, что приводит к развитию неврозов.
ПРИЧИНЫ ПОДРОСТКОВОЙ НЕУВЕРЕННОСТИ
В ребенке, как в зеркале, проявляются черты родителей. И речь не только о внешности. Дети перенимают манеру поведения взрослых, речь и способы общения, отношение к жизни и к окружающим людям. Желая воспитывать других, стоит начать с себя.
Часто неуверенность подростков вырастает из родительских ошибок.
Приобретенная беспомощность
Самостоятельность не приходит по волшебству. Если мама сама завязывает малышу шнурки на ботинках, папа несет из школы его портфель, а бабушка моет за ним тарелки после обеда, то подросток также будет ждать от родителей и решения его проблем. Можно говорить о приобретенной беспомощности у ребенка, в которой виноваты, увы, сами родители. Зачастую из добрых побуждений, а порой и в нетерпении они не дают ему право на самостоятельность: успеет, научится, пусть отдохнет, я сделаю лучше...
Среди других причин неуверенности в себе у подростков — старание родителей оградить от ошибок, неприятных ситуаций, ненужных компаний. На фоне более «опытных» и умелых сверстников такой ребенок выглядит скованным и беспомощным. Особенно это будет заметно в замкнутых детских коллективах: классах, лагерях отдыха, групповых поездках и так далее.
Родительская диктатура
«Я знаю, что лучше для тебя», — заявляет мама или папа. Такая ситуация характерна для авторитарных родителей, воспитывающих своих детей в строгости и послушании. Диктат родителей здесь основан на том, что они старше, больше знают жизнь и считают свою точку зрения единственной правильной. В таких семьях дети даже в подростковом возрасте не имеют своего мнения. Все зависит от настроения и желаний взрослых.
Здесь часто звучит критика и подобные фразы:
- «Зачем ты это надела, сними, тебе это не идет».
- «Не дружи с ним, он нехороший и водится с плохой компанией».
- «Поговори еще! Вырастешь — тогда будешь сама решать, а пока слушай и не перечь».
За ребенка решают буквально все: как одеваться, с кем дружить, куда ходить и прочее. Ребенок боится неудач и напрочь лишен своего мнения, к нему не прислушиваются, а его решения постоянно подвергаются критике или, хуже того, осмеянию.
Учитесь воспринимать ребенка как самостоятельную личность. Не вашу копию, которая обязана оправдывать ваши ожидания, а растущего человека со своей точкой зрения и видением мира, нуждающегося в вашей поддержке и любви.
Одной из причин неуверенности в себе у подростков является привычка родителей сравнивать своего ребенка с другими. Конечно, встречаются дети, для которых такая ориентация на успехи друзей и одноклассников становится подобием команды «Вперед!», но и здесь несложно переусердствовать. Ребенок может перенапрячься и сдаться, а это для родителей, ориентированных только на успех, будет огромной трагедией и разочарованием в своем дитя.
Для остального большинства сравнение с «хорошим сыном тети Сары — отличником и спортсменом» или «Машей — такой умницей и красавицей» будет очень несправедливым. Как ребенку стать уверенным и перестать бояться неудач, если ему в пример постоянно приводят другого сверстника, и сравнению не в его пользу. Особенно сильно это может повлиять на подростков с их обостренным восприятием и поисками своего «я». Получается, что детей можно любить лишь за их успехи. А если ты не дотягиваешь до планки, которую возвели родители, то и недостоин любви?
Срочно избавляйтесь от вредной привычки сравнивать и критиковать, что часто провоцирует неуверенность в подростке. Ребенка можно сравнивать лишь с ним самим в прошлом, отмечая даже малейшие успехи и успокаивая при неудачах. Позвольте растущему человеку быть собой и жить в ладу со своим «я».
Неуверенность в подростковом возрасте можно исправить. Станьте опорой для своих детей. Любите их такими, какие они есть, и не сравнивайте с другими.
Как уберечь ребенка от зависимости
Зависимость – это острая потребность человека совершать определенные действия. Любой из видов зависимости мешает человеку жить, работать, учиться, отдыхать.
Зависимость бывает химическая и нехимическая.
К химическим зависимостям относятся, прежде всего, наркомания и курительные смеси (спайсы), алкоголизм, никотиновая зависимость, токсикомания, лекарственная зависимость.
К нехимическим (или поведенческим) видам относятся: азартные игры (гэмблинг), информационные зависимости (телевизионная, компьютерная, интернет-зависимость), спортивная зависимость. Существуют такие зависимости, как трудоголизм и перфекционизм – стремление во всем быть лучшим.
Курение табака следует считать самым распространенным из видов зависимости. Отсутствие привычной дозы никотина вызывает неврозы, агрессию, раздражительность и даже физическое недомогание.
Привыкание к алкоголю происходит постепенно.
Наркотическая зависимость возникает практически с первого раза употребления химических препаратов и вызывает галлюцинации, ступор, нечувствительность к боли.
Очень опасной является игровая зависимость, т.к. приводит к потере всех денежных средств. Компьютерная зависимость и телемания имеет немало вредных последствий.
Малоподвижный образ жизни ведет:
1) к нарушение осанки, которое приводит к изменению скелета,
2) ухудшается деятельность органов кровообращения, дыхания и пищеварения,
3) “падает” зрение,
4) появляются проблемы с лишним весом.
5) Продолжительные компьютерные игры также отрицательно влияют на детскую психику: ребенок может стать раздражительным, агрессивным, неуправляемым.
Симптомами компьютерной зависимости можно считать следующие перемены в поведение подростка:
- ребёнок раздражается при необходимости отвлечься от работы или игры на компьютере;
- по 6-10 часов проводит за компьютером;
- у ребёнка практически нет реальных друзей, зато много виртуальных;
- он не способен спланировать окончание сеанса работы или игры;
- забывает о домашних делах, учебе и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере;
- пренебрегает собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;
- ребенок начинает вас обманывать; пропускает школу, чтобы посидеть за компьютером; начинает хуже учиться; теряет интерес к школьным предметам;
- во время игры начинает разговаривать сам с собой или с персонажами игры так, будто они реальны;
- становится более агрессивным;
- трудно встает по утрам; большую часть времени находится в подавленном настроении; ощущает эмоциональный подъем только когда садиться за компьютер.
Вот некоторые советы взрослым, которые помогут свести к минимуму негативное воздействие компьютера на ребёнка:
- Никогда сами не усаживайте ребенка перед компьютером, какой бы увлекательной, на ваш взгляд, ни была бы игра. Психологи и доктора не рекомендуют сажать за компьютер ребенка до 4 лет. С 5-6 летнего возраста можно на 20-30 минут включать детям развивающие игры. Детям с 7 лет можно проводить за компьютером без вреда для здоровья 60 минут, в 10-12 лет – 2 часа, подросткам в возрасте до 16 – не более четырех часов (при условии, если эти часы будут поделены на порции по 30-40 минут, а между ними будет перерыв в 1,5 часа).
- Старайтесь по максимуму заменять общение ребёнка с компьютером детским творчеством, таким как лепка, аппликации, рисование, а также любыми развивающими играми для детей.
- Вместо компьютерных баталий вовлекайте подростка в активные игры. Ребят постарше запишите в спортивные секции, кружки, на тренировки, помогите подростку найти занятие в соответствии с его интересами. Конечно, от родителей потребуется некоторое время, чтобы не только увлечь, но и поддержать интерес ребёнка к выбранному занятию. Но научить малыша самостоятельности все же можно. Главное, поддерживать его в выбранном увлечении.
- Поощряйте общение вашего ребёнка со сверстниками: реальное общение не может заменить виртуальное, а настоящих товарищей не могут заменить онлайн-друзья.
- Не забывайте это делать и сами. Даже если ваш ребёнок предпочитает больше времени “общаться” с телевизором, у вас есть все шансы заинтересовать его общением с собой, со сверстниками. Для начала придётся выучить всех известных мультяшных героев (хотя бы для того, чтобы вы могли говорить о том, что интересно вашему ребенку). Но постепенно разговоры о черепашках-ниндзя можно будет переводить в реальную плоскость: о героях книг, друзьях во дворе.
- Учите ребенка наслаждаться природой. По возможности максимум свободного времени проводите на улице. Играйте в подвижные игры, наблюдайте за интересными природными явлениями. Постарайтесь превратить каждую прогулку в увлекательную игру. Ведь какая бы интересной ни была телепередача, пощупать и попробовать на вкус то, что показывают, нельзя. А в реальной жизни столько разнообразных ощущений!
- Читайте книги. Привить любовь к чтению могут только родители. Выбирайте увлекательную приключенческую литературу, читайте книги вместе с детьми. Пусть встреча с книжными героями станет более важной, чем встреча с телеперсонажами. “Из покон века книга растит человека”, - гласит народная мудрость. Основное правило, которое поможет родителям справиться с телеманией, - это неподдельный интерес к жизни ребенка. Если родители становятся лучшими друзьями ребенка, телевизор неизбежно уходит на второй план.
- Родители должны обязательно знать, какие сайты посещает ребенок, сколько времени он проводит в виртуальном пространстве, какими компьютерно-игровыми дисками пользуется. Детям дошкольного возраста подойдут такие виртуальные настольные игры, как шахматы, шашки; игры на смекалку и сообразительность (например: пазлы, игры-головоломки), а также игры на развитие музыкального слуха и художественно-образного мышления. Школьников младших классов можно занять учебными играми на иностранных языках, играми “судоку”. Компьютер, также, может предоставить детям безграничные возможности для творчества: это - редактирование фотографий, монтирование собственных фильмов, написание музыки и книг.
Признаки наркотической зависимости:
а) Психологические:
• Неожиданные перемены настроения: от радости к унынию, от оживления к заторможенности;
• Проявление необычных реакций: “взвинченное” состояние, раздражение, агрессивность, чрезмерная болтливость;
• Потеря интереса к прежним увлечениям - спорту, хобби;
• Самоизоляция в семье: ребенок начинает избегать родителей, не участвует в семейных делах;
• Снижение успеваемости, участившиеся прогулы занятий;
• Кражи из дома и вне дома, частое выпрашивание денег у родственников, наличие больших денежных сумм без объяснения их появления;
• Нарастающая скрытность и лживость;
• Неряшливость: подросток не заботится о гигиене и смене одежды. Он предпочитает носить вещи с длинными рукавами в любую погоду,
• Потеря прежних друзей, частые, но короткие и туманные разговоры с одним и тем же узким кругом приятелей;
• Ухудшение памяти, рассеянность, неспособность мыслить критически, объяснять причины своих поступков;
• Безынициативность, “потухшие” глаза, разговоры о бессмысленности жизни.
б) Физические признаки:
• Потеря аппетита или, наоборот, приступы “волчьего” аппетита;
• Чрезмерное расширение или сужение зрачка;
• Нехарактерные приступы сонливости или бессонницы;
• Повышенная утомляемость, сменяющаяся необъяснимой энергичностью;
• Бледность, отечность, покраснение глазных яблок, коричневый налет на языке;
Быстро портящиеся зубы;
• Синяки, порезы, ожоги от сигарет, следы уколов в районах вен на руках.
Наблюдение за ребенком.
Если вы хотите понимать состояние своего ребенка, вам необходимо научиться думать, как он. Дня этого полезно вернуться ко времени, когда произошел ваш собственный первый контакт с психоактивпыми веществами, например, с табаком или алкоголем. Постарайтесь воспроизвести опыт тех лет. Вспомните свои убеждения, поведение родителей. Подростку важно знать, что он может вам доверять. Вы обретёте его доверие, если будете более открыты своему прошлому опыту. Для разговора об употреблении психоактивных веществ (табака, алкоголя и наркотиков) должен быть создан соответствующий контекст.
Примеры построения диалога с подростком:
Отец: ты когда-нибудь курила?
Дочь: М-м-м...
Отец: Я курил довольно много.
Дочь: Да?
Отец: Я думаю, что тратил почти все карманные деньги на сигареты.
Дочь: Хм...
Отец: Я не считал курение опасным. А как часто тебе приходилось курить?
Дочь: Мне? Один или два раза. Потому, что все это делали. Но мне не понравилось.
Отец: Я рад! Тут нечему нравиться.
Можно сказать, что спокойный и рассудительный тон отца располагает дочь к доверительной беседе.
Рекомендации:
- Попросите ребенка объяснить, что его заботит. Не торопите с ответом. Дайте ему время подумать.
- Не навязывайте ребенку свои взгляды и не судите его.
- Говорите о себе, чтобы ребенок легче говорил о себе.
- Умейте слушать, чтобы понять, чем живет ваш ребенок, каковы его мысли и чувства.
- Когда вы говорите о психоактивных веществах с ребенком, не игнорируйте сторону удовольствия. Вам необходимо помочь ему сделать выбор между непродолжительным удовольствием и длительными, часто необратимыми отрицательными последствиями.
В настоящее время разработаны и реализуются на практике следующие методы профилактики зависимого поведения, используемые в образовательной среде.
1. Информационный метод основан на предоставлении фактов об опасности взаимодействия с предметами или действиями, вызывающими зависимое поведение. Можно выделить ряд основных информационных стратегий:
а) предоставление частичной информации о фактах влияния предметов и действий, провоцирующих зависимость на организм и поведение человека, а также о статистических данных об аддиктах (аддикция – это саморазрушение человека путём алкоголя, никотина, наркотиков);
б) стратегия запугивания основана на вызывании страха, цель которой – предоставление устрашающей информации о неприглядных сторонах зависимого поведения;
- Профилактику зависимого поведения следует также осуществлять через включение подростка в социальную деятельность, формирование навыков общения, уверенности в себе.
- Метод “эмоционального научения” заключается в формировании умения управлять эмоциями; в повышение самооценки; в определение значимых для индивида ценностей; а также в развитие навыков принятия решений.
- Метод альтернативной деятельности: это - нахождение позитивного увлечения для ребёнка. Если подросток ничем не занят во внеурочное время, у него появляется больше шансов совершить противоправные действия. В качестве примера могу привести следующие данные. На профилактическом учете в полиции состоят 5 подростков нашей школы. Причины: драки, мелкие кражи, вождение автомобиля без прав. Все эти подростки ничем не заняты в свободное от школы время; ни кружки, ни секции не посещают.
- Пропаганда здорового образа жизни, основанная на воспитании здоровьеориентированных привычек, таких как: занятие спортом, активный досуг, соблюдение режима дня.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Профилактика зависимости у подростков
Здоровье ребёнка - самое большое счастье для родителей. Но, к сожалению, все больше и больше подростков начинают употреблять табак, алкоголь и наркотики (далее - ПАВ - психоактивные вещества). Задача взрослых не допустить распространения пагубного пристрастия среди детей. Данные мониторинга и социологические опросы свидетельствует о высокой степени поражённости общеобразовательных школ наркоманией, о низком качестве организации профилактической работы. По статистике, основной возраст первого знакомства с наркотическими средствами приходится на 11 - 14 лет (41%) и 15 - 17 лет (51%): в основном это курение марихуаны и гашиша, употребление ингалянтов, потребление алкоголя вместе с медикаментами.
ПРИЧИНЫ: любопытство (благодаря известному высказыванию не очень умных людей: "Все надо попробовать!"); желание быть похожим на "крутого парня", на старшего авторитетного товарища, часто личный пример родителей и т.д.; желание быть "плохим" в ответ на постоянное давление со стороны родителей: "Делай так, будь хорошим". Это может быть и способом привлечения внимания;безделье, отсутствие каких-либо занятий либо обязанностей, в результате – эксперименты от скуки.
ЗАДУМАЙТЕСЬ:
Ухоженный, вовремя накормленный, заботливо одетый ребёнок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, переживаний, интересов никому нет дела; мы так боимся, чтобы наши дети не наделали ошибок в жизни, что не замечаем, что, по сути дела, не даём им жить.
Мы попираем и нарушаем их права, данные им от рождения, а потом удивляемся их инфантильности, несамостоятельности, тому, что страх жизни преобладает у них над страхом смерти; ограничиваемый в своей активности, ребёнок не приобретает собственного жизненного опыта; не убеждается лично в том, какие действия разумны, а какие - нет; что можно делать, а чего следует избегать.
Как при любой болезни, при соблюдении определённых профилактических мер можно уберечь ребёнка от потребления табака, алкоголя и наркотиков. Конечно, не все представленные ниже способы легко воплощаются, но в совокупности они дают реальный положительный результат.
НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛ, ПОЗВОЛЯЮЩИХ ПРЕДОТВРАТИТЬ
ПОТРЕБЛЕНИЕ ПАВ ВАШИМ РЕБЁНКОМ
1. Общайтесь друг с другом. Общение - основная человеческая потребность, особенно для родителей и детей. Отсутствие общения с вами заставляет его обращаться к другим людям, которые могли бы с ним поговорить. Но кто они и что посоветуют вашему ребёнку? Помните об этом, старайтесь быть инициатором откровенного, открытого общения со своим ребёнком.
2. Выслушивайте друг друга. Умение слушать - основа эффективного общения, но делать это не так легко, как может показаться со стороны. Умение слушать означает: быть внимательным к ребёнку; выслушивать его точку зрения; уделять внимание взглядам и чувствам ребёнка, не споря с ним; не надо настаивать, чтобы ребёнок выслушивал и принимал ваши представления о чем-либо. Важно знать, чем именно занят ваш ребёнок. Иногда внешнее отсутствие каких-либо нежелательных действий скрывает за собой вредное занятие. Например, подросток ведёт себя тихо, не грубит, не пропускает уроков. Ну а чем он занимается? Ведь употребляющие наркотические вещества и являются "тихими" в отличие от тех, кто употребляет алкоголь. Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на вопросы ребёнка. Ваш тон "говорит" не менее ясно, чем ваши слова. Он не должен быть насмешливым или снисходительным. Поощряя ребёнка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает. Например, спросите: "А что было дальше?" или "Расскажи мне об этом..." или "Что ты об этом думаешь?".
3. Ставьте себя на его место. Подростку часто кажется, что его проблемы никто и никогда не переживал. Было бы неплохо показать, что вы осознаете, насколько ему сложно. Договоритесь, что он может обратиться к вам в любой момент, когда ему это действительно необходимо. Главное, чтобы ребёнок чувствовал, что вам всегда интересно, что с ним происходит. Если вам удастся стать своему ребёнку другом, вы будете самым счастливым родителем!
4. Проводите время вместе. Очень важно, когда родители умеют вместе заниматься спортом, музыкой, рисованием или иным способом устраивать с ребёнком совместный досуг или вашу совместную деятельность. Это необязательно должно быть нечто особенное. Пусть это будет поход в кино, на стадион, на рыбалку, за грибами или просто совместный просмотр телевизионных передач. Для ребёнка важно иметь интересы, которые будут самым действенным средством защиты от табака, алкоголя и наркотиков. Поддерживая его увлечения, вы делаете очень важный шаг в предупреждении от их употребления.
5. Дружите с его друзьями. Очень часто ребёнок впервые пробует ПАВ в кругу друзей. Порой друзья оказывают огромное влияние на поступки вашего ребёнка. Он может испытывать очень сильное давление со стороны друзей и поддаваться чувству единения с толпой. Именно от окружения во многом зависит поведение детей, их отношение к старшим, к своим обязанностям, к школе и так далее. Кроме того, в этом возрасте весьма велика тяга к разного рода экспериментам. Дети пробуют курить, пить. У многих в будущем это может стать привычкой. Поэтому важно в этот период постараться принять участие в организации досуга друзей своего ребёнка, то есть их тоже привлечь к занятиям спортом либо творчеством, даже путём внесения денежной платы за таких ребят, если они из неблагополучных семей. Таким образом вы окажете помощь не только другим детям, но в первую очередь своему ребёнку.
6. Помните, что ваш ребёнок уникален. Любой ребёнок хочет чувствовать себя значимым, особенным и нужным. Вы можете помочь своему ребёнку развить положительные качества и в дальнейшем опираться на них. Когда ребёнок чувствует, что достиг чего-то и вы радуетесь его достижениям, повышается уровень его самооценки. А это, в свою очередь, заставляет ребёнка заниматься более полезными и важными делами, чем употребление наркотиков. Представьте, что будет с вами, если 37 раз в сутки к вам будут обращаться в повелительном тоне, 42 раза - в увещевательном, 50 - в обвинительном? Цифры не преувеличены: таковы они в среднем у родителей, дети которых имеют наибольшие шансы стать невротиками и психопатами. Ребёнку нужен отдых от приказаний, распоряжений, уговоров, похвал, порицаний. Нужен отдых и от каких бы то ни было воздействий и обращений! Нужно время от времени распоряжаться собой полностью, т.е. нужна своя доля свободы. Без неё задохнётся дух.
7.Подавайте пример. Алкоголь, табак и медицинские препараты используются многими людьми. Конечно, употребление любого из вышеуказанных веществ законно, но здесь очень важен родительский пример. Родительское пристрастие к алкоголю и декларируемый запрет на него для детей даёт повод обвинить вас в неискренности, в "двойной морали". Помните, что ваше употребление так называемых разрешённых психоактивных веществ открывает дверь детям и для "запрещённых". Несовершенные, мы не можем вырастить совершенных детей. Ну не можем, не можем, не бывает этого - и с вами не будет, если вы стремитесь к идеалу в ребёнке, а не в себе!
СОВЕТЫ
Когда человеку не подходит климат, он начинает болеть. Психологический климат в семье для ребёнка ещё важнее. Если такой климат становится непереносимым для ребёнка, деваться ему некуда: не уедешь, родителей не сменишь... Хрупкая неустойчивая психика ребёнка не выдерживает: он срывается в депрессию, уличную тусовку, алкоголь, наркотики. Поэтому, даже если ребёнок далёк от идеала и совсем не похож на вас, будьте мудры: когда скандал уже разгорелся, сумейте остановиться, заставьте себя замолчать - даже если вы тысячу раз правы; опасайтесь! В состоянии аффекта ребёнок крайне импульсивен. Та агрессия, которую он проявлял по отношению к вам, обернётся против него самого. Любой попавший под руку острый предмет, лекарство в вашей аптечке - все станет реально опасным, угрожающим его жизни; не кричите, не распускайтесь. Ведь ребёнок действительно может подумать, что вы его ненавидите. Он будет в отчаянии, а вы, оглохнув от собственного крика, его крика о помощи не услышите; похвалите своего ребёнка с утра, и как можно раньше, и как можно доходчивее, теплее! Не бойтесь и не скупитесь, даже если собственное настроение никуда... (кстати, это и средство его улучшить!). Ваше доброе слово, объятие, поцелуй, ласковый взгляд - подпитка душевная на весь долгий и трудный день, не забудьте!.. И на ночь - не отпускайте во тьму без живого знака живой любви...
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
Что делать, если вы подозреваете, что ваш ребёнок употребляет наркотики?
1. Разберитесь в ситуации. Не паникуйте. Даже если вы уловили подозрительный запах или обнаружили на руке своего сына или дочери след укола, это ещё не означает, что теперь ваш ребёнок неминуемо станет наркоманом и погибнет. Зависимость от наркотика, хотя и формируется достаточно быстро, всё же на это требуется время. Кроме того, бывают случаи, когда подростка вынуждают принять наркотик под давлением или в состоянии алкогольного опьянения. Помните о том, что многим взрослым людям приходилось употреблять наркотические средства (например, обезболивающие наркотики, местный наркоз и т.д.). Найдите в себе силы спокойно во всём разобраться. Решите для себя, сможете ли вы сами справиться с ситуацией или вам нужно обратиться за помощью. И постарайтесь с первых же минут стать для своего ребёнка не врагом, от которого нужно скрываться и таиться, а союзником, который поможет справиться с надвигающейся бедой.
2. Сохраните доверие. Ваш собственный страх может заставить Вас прибегнуть к угрозам, крику, запугиванию. Это, скорее всего оттолкнёт подростка, заставит его замкнуться. Не спешите делать выводы. Возможно, для вашего ребёнка это первое и последнее знакомство с наркотиком. Будет лучше, если Вы сможете поговорить с ним на равных, обратиться к взрослой части его личности. Особенно ценным для сохранения доверия мог бы быть разговор с подростком о вашем собственном опыте употребления (Возможно, алкоголя). Было ли тогда важным почувствовать себя взрослым или быть принятым в компании, или испытать новые ощущения? Не исключено, что подобные же проблемы стоят сейчас перед вашим ребёнком.
3. Оказывайте поддержку. Мне не нравится, что ты сейчас делаешь, но я всё же люблю тебя и хочу помочь, - вот основная мысль, которую вы должны донести до подростка. Он должен чувствовать, что бы с ним ни произошло, он сможет с вами откровенно поговорить об этом, получить понимание и поддержку. Оставайтесь открытыми для своего ребёнка. Пусть у него как можно чаще будет возможность обратиться к вам со своими трудностями.
Постарайтесь найти больше времени для общения и совместных занятий; поощряйте интересы и увлечения подростка, которые смогут стать альтернативой наркотику; интересуйтесь его друзьями, приглашайте их к себе домой. И, наконец, помните, что сильнее всего на вашего ребёнка будет действовать ваш собственный пример. Подумайте о своём собственном отношении к некоторым веществам типа табака, алкоголя, лекарств. Будьте уверены, дети видят, как вы справляетесь с собственными зависимостями, пусть даже не такими опасными как наркотик.
4. Обратитесь к специалисту. Если вы убедились, что ваш ребёнок не может справиться с зависимостью о т наркотика самостоятельно, и вы не в силах помочь ему - обратитесь к специалисту. Не обязательно сразу обратиться к наркологу. Если у подростка ещё не выработалась стойкая зависимость и наркотик для него способ справиться с личными проблемами, лучше начать с психолога или психотерапевта. Будет очень хорошо, если и сам подросток сможет пообщаться с психологом (при этом важно избегать принуждения). Специалист сможет более точно и объективно оценить ситуацию.
Как помочь детям подготовиться к экзаменам
Не секрет, что успешность сдачи экзамена во многом зависит от настроя и отношения к этому родителей. Чтобы помочь детям как можно лучше подготовиться к экзаменам, попробуйте выполнить несколько советов:
- Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов – это отрицательно скажется на результате. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".
- Поэтому не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
- Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
- Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
- Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету и потренируйте ребенка, ведь тестирование отличается от привычных для него письменных и устных экзаменов.
- Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять.
- Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо, повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
- Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. Обратите внимание на питание ребенка.
- Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
- Не критикуйте ребенка после экзамена.
Помните главное: нужно снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить ему подходящие условия для занятий.
Разработка мероприятия "Как помочь ребенку в период подготовки к экзаменам?"
Аудитория: родители учащихся 11 класса.
Время проведения: 4-я четверть.
Цель: повышение уровня психологической компетентности родителей в ходе подготовки детей к выпускным экзаменам.
Задачи: обратить внимание родителей на важную роль семьи в период подготовки ребенка к выпускным экзаменам и участие в них;
помочь родителям в организации комфортной среды и разработке индивидуальной стратегии психологической поддержки ребенка в период подготовки к выпускным экзаменам и участии в них;
способствовать формированию психологической культуры общения родителей и детей в ходе экзаменационного периода.
Ход мероприятия:
Вступительная часть.
Добрый день, уважаемые родители! Поздравляем Вас и Ваших детей с окончанием школы. Вы стоите на пороге важных жизненных перемен. Нашим выпускникам пришло время определить свою дальнейшую жизнь и судьбу. В их жизни наступает ответственный и серьёзный этап – сдача выпускных школьных экзаменов. Это очень ответственно, интересно и увлекательно! Следует сказать, что в ходе сдачи всех экзаменов:
− ваших детей встретят доброжелательные педагоги;
− каждый учащийся будет обеспечен рабочим местом и всеми необходимыми материалами;
− на все интересующие вопросы Вы сможете получить исчерпывающие и компетентные ответы у Ваших педагогов, администрации учреждения образования, специалистов социально-педагогической и психологической службы школы.
Сегодня мы с Вами обсудим особенности организационного и психологического сопровождения детей в период подготовки и сдачи выпускных экзаменов.
Основная часть.
В настоящее время проблема методического сопровождения предметной подготовки учащихся к сдаче выпускных экзаменов и ЦТ достаточно освещена, тогда как организационный и психологический компоненты этой подготовки остаются недостаточно разработанными. Возможные трудности у учащихся при сдаче выпускных экзаменов в основном связаны с индивидуальными особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, с недостаточным уровнем развития самоконтроля, с низкой стрессоустойчивостью учащихся, отсутствием навыков саморегуляции.
Слово «экзамен» переводится с латинского языка как «испытание». Экзамен – это лишь одно из жизненных испытаний, многие из которых еще предстоит пройти. Для любого человека – это определенный стресс. Легкие эмоциональные всплески для человека полезны, они усиливают умственную деятельность, положительно сказываются на работоспособности. Но слишком сильное волнение зачастую оказывает обратную реакцию. Причина этого, в первую очередь, личное отношение к событию. Поэтому важно сформировать у детей адекватное отношение к ситуации, получить как можно больше информации о самом процессе экзамена, чтобы снять излишнюю тревогу [1].
Условиями для успешной сдачи экзамена является не только подготовка по предметам, но и психологическая подготовка, которая поможет ребенку справиться с волнением и разработать индивидуальную стратегию по подготовке к экзамену(навыки эффективного заучивания и воспроизведения материала, развития логического мышления и продуктивной самоорганизации), и стратегию поведения на самом экзамене. Именно индивидуальную, так как все дети разные (есть медлительные, есть очень активные, есть тревожные, мнительные, есть с хорошей переключаемостью и не очень и т. д.). И вот, именно, в разработке индивидуальной стратегииродители должны принять самое активное участие: помочь ребенку понять свой стиль учебной деятельности, развить умения, использовать интеллектуальные ресурсы и настроить на успех! Будьте уверены: каждому, кто учится в школе, по силам сдать экзамен, предусмотренный образовательной программой. Подготовившись должным образом, Ваши дети обязательно справятся.
Трудности можно преодолеть через:
− знакомство выпускников с особенностями и процедурой экзамена;
− повышение сопротивляемости стрессу через ознакомление с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации и возрастание уверенности в себе, в своих силах;
− развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы.
Итак, ответственная пора в жизни выпускника уже наступила, атмосфера начинает накаляться до максимума. Кому-то из старшеклассников немного тревожно, кому-то страшно, кто-то, наоборот, уверен в своих силах, а кто-то из-за волнения не в состоянии вспомнить элементарные правила, законы и т. д. Эти состояния называются экзаменационной тревожностью.
Ученые установили, что при появлении экзаменационной тревожности снижается активность, деятельность становится малопродуктивной. Страх дезорганизует человека. Человек либо теряет способность к деятельности, либо эта деятельность становится хаотичной. В состоянии экзаменационной тревожности у учащихся могут наблюдаться типичные симптомы экзаменационного стресса.
Физиологические симптомы:
− усиление кожной сыпи;
− головные боли;
− тошнота;
− «медвежья болезнь» (диарея);
− мышечное напряжение;
− углубление и учащение дыхания;
− учащённый пульс;
− перепады артериального давления;
− ухудшение сна (бессонница), аппетита.
Эмоциональные симптомы:
− чувство общего недомогания;
− растерянность;
− паника;
− страх;
− неуверенность;
− тревога;
− депрессия;
− подавленность;
− раздражительность.
Когнитивные (интеллектуальные) симптомы:
− чрезмерная самокритика, сравнение своей подготовленности с другими в невыгодном для себя свете;
− неприятные воспоминания о провалах на экзаменах в прошлом (своих или чужих);
− воображение отрицательных последствий неудачи на экзамене (не поступления в желаемый ВУЗ и пр.);
− кошмарные сновидения;
− ухудшение памяти;
− снижение способности к концентрации внимания, рассеянность.
Поведенческие симптомы:
− стремление заниматься любым другим делом, лишь бы не готовиться к экзамену;
− избегание любых напоминаний об экзаменах;
− уменьшение эффективности в учёбе в экзаменационный период;
− вовлечение других людей в тревожные разговоры о предстоящих экзаменах.
Все перечисленные симптомы не способствуют продуктивной подготовке к испытаниям и очень мешают учащимся во время экзаменов.
Как в этот непростой период сохранить работоспособность, уверенность в себе, как поддержать хорошую физическую и психологическую форму?
Надеемся, что наши советы и рекомендации помогут снизить экзаменационные страхи у Ваших детей, стать более внимательными и организованными и, следовательно, успешно сдать экзамены и поступить в то учебное заведение, о котором мечтали.
Типичные родительские ошибки в ходе подготовки старшеклассников к экзаменам.
В подготовке учеников к экзамену огромную роль играют родители. Именно родители внушают детям уверенность в своих силах или, наоборот, повышают тревогу, волнуются и переживают из-за недостаточно высоких оценок.
Типичные родительские ошибки:
− негативный настрой, особенно для детей со слабой нервной системой, возбудимых и эмоциональных детей – особо опасен;
− родительская тревога («Не сдашь», «Не знаешь», «Не так занимаешься»). Данные фразы создают эффект негативной установки, формируют неуверенность, страх, повышенную тревожность;
− страх перед экзаменом, подчеркивание ответственности («Мама этого не переживет», «Бабушку это добьет», «Тебе перед родителями будет стыдно»?). Данные утверждения лишь усиливают волнение;
− бесконечные «страшилки» и обещания беды ребёнку в настоящем и будущем («Будешь никому не нужным», «Никуда не поступишь»). Данные установки запугивают и невротизируют учащихся;
− незнание родителей, как ребенок реагирует на трудную ситуацию (жалобы на сердцебиение, появление тошноты, озноба и др.) могут привести к эмоциональному срыву;
− излишняя суета, опека, тотальный контроль и требование интенсивной подготовки, нарушающие режим труда и отдыха («Почему не занимаешься?», «Сколько выучил?», «Почему делаешь не то, а это?»), в основном вызывают у ребёнка раздражение и протест;
− отношение к экзамену как испытанию, которое можно пройти только ценой больших жертв и, прежде всего, ценой здоровья.
Рекомендации родителям по поддержке и сопровождению детей
в период подготовки к экзаменам
В экзаменационную пору основная задача родителей – создать оптимальные комфортные условия для подготовки ребенка к экзамену. Поощрение, поддержка, реальная помощь, а главное – спокойствие взрослых помогают ребенку успешно справиться с собственным волнением.
Поддерживать ребенка – значит безусловно принимать и верить в него.И взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий.Поддерживать можно посредством отдельных слов, прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражения лица. Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты делаешь это очень хорошо».
Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между детьми и взрослыми. Таким образом, чтобы поддержать своего ребенка родителю необходимо:
− опираться на сильные стороны;
− избегать подчеркивания промахов;
− проявлять веру в ребенка, уверенность в его силах, сопереживать;
− создать дома обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку;
− поддерживать своего ребенка. Демонстрировать, что понимаете его переживания;
− помните, чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятность допущения ошибок [1].
Помощь и поддержка ребенка во время подготовки к экзаменам должна быть не только на словах, а на деле:
− создайте позитивное настроение Вашему ребенку в период подготовки к экзамену. Позитивный настрой – это источник «добрых» эмоций и творческой энергии. Эффективность труда зависит от эмоционального состояния, в котором мы воспринимаем информацию;
− контролируйте свое эмоциональное состояние. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться»;
− наблюдайте за самочувствием ребенка. Никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением и стрессом. Первый шаг на пути избавления Вашего ребенка от стресса состоит в том, чтобы научиться распознавать определенные признаки, сообщающие о том, что он испытывает стресс;
− обратите внимание на то, каким образом Ваш ребенок запоминает учебный материал. Зубрить, не вникая в смысл прочитанного, писать шпаргалки, надеяться на «счастливый» билет или «неписаные» правила, например, класть учебник под подушку перед сном, не мыть голову, чтобы не смыть знания и т.д., очень вредны для Ваших детей. Такие советы провоцируют формирование «комплекса неполноценности», ребенок разочаровывается в себе, когда он думает, что несомненно «хуже других». «Комплекс неполноценности» порождает неуверенность и ведет к неуспеху, а неуверенность довольно часто бывает обусловлена переутомлением;
− следите, чтобы Ваш ребенок во время подготовки к экзаменам не переутомлялся. Достаточно отдыхал и бывал на свежем воздухе. Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться;
− помогите ребенку организовать свое рабочее место и режим дня;
− не настаивайте на учебе без отдыха и сна. Непрерывные занятия в течение 30-40 минут должны чередоваться с 10-15 минутным отдыхом, а после 2-3 часов занятий необходим перерыв на 1-1,5 часа;
− не дергайте ребенка по пустякам, отложите «воспитательные мероприятия», нотации, упреки;
− при необходимости обратитесь к школьному психологу. Он поможет Вам овладеть конкретными методами, приемами и способами саморегуляции, психотехническими упражнениями, позволяющими управлять своим эмоциональным состоянием, регулярно посещайте психологические занятия;
Рекомендации учащимся по организации правильного режима дня
в период подготовки к экзаменам.
1. Способствовать успешной подготовке к экзаменам будет правильно организованный режим дня.
1.1. Планируя рабочий день, необходимо учитывать особенности своего организма, например, кто Вы – «сова» или «жаворонок» и в зависимости от этого максимально загрузить наиболее продуктивное время учебой. Лучшее время для занятий – с 9.00 до 13.00 и с 16.30 до 19.30.
1.2. Каждый день находите возможность 1-1,5 часа бывать на свежем воздухе, выделите время для физических упражнений.
1.3. После 2-3 часов работы обязательно надо делать перерыв на 30-40 минут (займитесь спортом, погуляйте на свежем воздухе.) Известно, что чередование умственной и физической нагрузки – это профилактика усталости. Прекращайте физические упражнения за 3 часа до сна.
1.4. Очень важен и полноценный сон. Он должен быть не менее 8 часов. Можно также позволить себе поспать и днем, час-полтора – но не более.
2. Правильное питание – одно из условий успешной подготовки к экзаменам. Оно должно быть разнообразным, богатым витаминами и калорийным. Включите в ваше меню антистрессовые продукты:
2.1. зерновые культуры: содержат сложные углеводы, повышающие содержание серотонина, а следовательно, настроение;
2.2. рыба, куриное и другое нежирное мясо: содержат белки, стимулирующие умственную деятельность;
2.3. овощи, фрукты: содержат витамины, необходимые в борьбе со стрессом;
2.4. молоко, орехи и другие продукты, содержащие калий, способствующий расслаблению мышц;
2.5. сладости, содержащие простые углеводы, дают кратковременный эффект улучшения (на 17 с), однако можно перекусить с целью поднять себе настроение, употребив: фрукты, орехи, овсяную кашу, салат из фруктов или овощей, йогурт, кусочек шоколада.
Однако непосредственно перед экзаменом еда должна быть легкой.
3. Обратите внимание на организацию своего рабочего места. Распределите на рабочем столе все необходимые принадлежности в удобном для вас порядке, уберите лишнее. Разместите на столе и стенах предметы и картинки в желтой или фиолетовой тональности, поскольку эти цвета повышают интеллектуальную активность.
4. Составьте план занятий, определите для себя конкретную задачу на каждый день, то есть, что именно сегодня надо изучить. Читая учебник, выделяйте главные мысли. Научитесь составлять краткий план, схему ответа отдельно на каждый вопрос и желательно на бумаге. Повторяйте материал по вопросам.
При изучении и повторении материала помните правило «стирания следов». Запоминание материала – это оставление «следов» в памяти. При изучении похожего материала «следы» накладываются и стираются. Чередуйте гуманитарные и точные науки. Изученный материал необходимо повторить через 20 минут. Если это сделать, то запоминается 70% информации, в противном случае – только 30%. Используйте как можно больше каналов восприятия информации: проговаривайте вслух, рисуйте схемы, пиктограммы, помечайте опорные слова.
- Методика повторения. Повторение – это воспроизведение прочитанного своими словами. Время, которое отводится для подготовки к экзаменам, не все школьники используют эффективно. Предлагаемый режим повторения проверен многократно и даёт хорошие результаты. Однако необходимо учитывать два обстоятельства. Имеется в виду повторение уже изученного и усвоенного ранее материала. Процесс повторения необходимо производить строго в соответствии со следующими рекомендациями:
первое повторение – сразу по окончании чтения;
второе повторение – через 20 минут после предыдущего;
третье повторение – через 8 часов.
четвёртое повторение – через сутки (лучше перед сном).
6. Начинайте подготовку с самой трудной темы, раздела, предмета.
7. Выполняйте как можно больше различных тестов по данному предмету. Эти тренировки познакомят с конструкциями тестовых заданий.
Методы саморегуляции в условиях экзаменационного стресса.
Релаксация– это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавиться от физического или психического напряжения. Разумеется, она не решает всех забот и проблем, но, тем не менее, ослабит их воздействие на организм, и это очень важно.
Осваивать методы релаксации нужно не тогда, когда, как говорится, «жареный петух клюнет», а заранее, пока для этого нет необходимости.
Упражнения:
1. Сидите спокойно примерно две минуты, глаза закрыты. Попытайтесь представить помещение, в котором находитесь. Сначала попробуйте обойти мысленно всю комнату (вдоль стен), а затем проделайте путь по всему периметру тела – от головы до пяток и обратно.
2. Внимательно следите за дыханием, дышите через нос. Сосредоточьтесь на своем спокойном дыхании в течение 1-2 минут (как бы «уставившись» в одну точку). Постарайтесь не думать ни о чем другом.
3. Сделайте неглубокий вдох и на мгновение задержите дыхание. Одновременно резко напрягите все мышцы на несколько секунд, стараясь почувствовать напряжение во всем теле. При выдохе расслабьтесь. Повторите три раза.
4. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание – грудные мышцы напряжены. Почувствуйте это напряжение, а затем сделайте резкий выдох, расслабьте грудную клетку, повторите три раза.
5. Слегка приподнимите обе руки, растопырив пальцы как можно шире – как будто играете на пианино, старайтесь охватить как можно большее количество клавиш. Фиксируйте это положение пальцев в течение нескольких секунд, стараясь почувствовать напряжение. Затем расслабьтесь, руки свободно опустите на колени. Повторите три раза [1].
Правила самоорганизации внимания при подготовке к экзаменам.
Правило I. Заранее планируйте свое время так, чтобы в часы занятий ничто не отвлекало вас.
Правило II. Приступая к работе, предварительно организуйте свое рабочее место.
Правило III. Приступая к занятиям, максимально мобилизуйте свою волю, перестаньте думать о том, что занимало ваши мысли перед этим. Лучший способ – предварительный просмотр материала, составление плана предстоящей работы.
Правило IV. Устойчивость внимания во многом зависит от того, насколько хорошо вы понимаете изучаемый материал (понимание в большой степени основывается на знании предыдущих разделов программы).
Правило V. Если сосредоточить внимание на учебном материале мешают волнение, тревога в связи с предстоящим экзаменом, посторонние мысли, то займитесь конспектированием или чтением изучаемого материала вслух. После того, как вам удастся сосредоточить внимание, можно читать про себя.
Правило VI. Чередуйте чтение с пересказыванием, решением задач, так как это предупреждает возникновение психического состояния монотонности, при котором устойчивость внимания снижается. Однако такая смена не должна быть слишком частой. Это приводит к излишней суете, поверхностному восприятию учебного материала.
Правило VII. Если в процессе чтения вы неожиданно осознали, что на какое-то время «отключились», заставьте себя тотчас вернуться к тому месту, где произошло отключение. Определить его довольно легко: весь предыдущий текст при повторном прочтении будет восприниматься как незнакомый. Обязательные возвращения не только обеспечат освоение воспринимаемого материала, но и будут способствовать повышению общей устойчивости внимания.
Правило VIII. Не забывайте о гигиене умственного труда, нормальном освещении и температуре [1].
Рациональные приемы запоминания учебного материала
Приемы малой мнемотехники:
1) запоминание перед сном, в состоянии расслабления, или после сна, отдыха;
2) «не в один присест», здесь большую роль играет повторение (через 2-3 дня);
3) чередование восприятия и воспроизведения;
4) сенсорная (чувственная) опора – вспомогательные приемы:
- узелки на память,
- подчеркивание,
- ассоциировать с предметами.
5) обусловливание, оно может быть:
- ситуативное (учите в одной и той же обстановке),
- ритмическое (учите в одном и том же темпе),
- эмоциональное (музыка).
6) важен эмоциональный настрой на работу (продуктивность памяти возрастает);
7) вербализация образов (проговаривание, сравнение).
Приемы большой мнемотехники:
1) версификация (запоминание в стихах);
2) криптографирование (перекодирование);
3) выделение логических структур (что главное, в чем суть);
4) отделение знания от незнания;
5) эстетическое (красивое) запоминается лучше;
6) дидактический прием (изучили раздел, придумали задачу) [1].
Правила сохранения знаний.
1. Выделите то, что нужно запомнить.
2. Отвлекитесь от постороннего, сосредоточьтесь на том, что надо запомнить.
3. Выделите в объектах главное и второстепенное, найдите связи объектов друг с другом, используйте мнемотехнику.
4. В сложном материале обязательно выделяйте смысловые вехи.
5. Опирайтесь на свой тип памяти.
6. Систематически повторяйте и воспроизводите материал, который запомнили.
7. Не смешивайте узнавание и воспроизведение.
8. В случае затруднений вспомните обстановку заучивания, идите от отдельного факта к системе или от более общих знаний, необходимым в данный момент [1].
Как вести себя накануне экзамена.
Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов. Не повторяйте билеты по порядку, лучше напишите номера на листочках и тяните, как на экзаменах. Каждый раз, прежде чем рассказать билет, вспомните и запишите план ответа. Если это получилось легко, можете не рассказывать – этот вопрос вы знаете хорошо. Известно, что голос, поза, жестикуляция не только «выдают» состояние человека, но по принципу обратной связи способны влиять на него. Приняв уверенную позу, начиная говорить спокойным и уверенным голосом, вы становитесь спокойнее и увереннее в себе.
Если вы волнуетесь, то непосредственно накануне представьте себе ситуацию экзамена во всех красках, со всеми своими чувствами, переживаниями, «страшными мыслями». Сначала вы представляете, как у вас дрожат руки или пересыхает в горле, в голове не осталось ни одной мысли, но вот вы тянете билет, садитесь на место или читаете задание на доске во время письменного экзамена, страх пропадает, вы сосредоточиваетесь и начинаете спокойно готовиться к ответу или выполнять задание. Подходите к экзаменационной комиссии и отвечаете на все вопросы.
Естественно, если у вас вообще нет никакого страха перед экзаменом, то не надо его и представлять себе. По дороге на экзамен не вредно просто пролистать учебник [1].
Как вести себя во время экзамена.
1. Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Вы устали, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера совершите прогулку, перед сном примите душ. Выспитесь как можно лучше, чтобы встать с ощущением «боевого» настроя.
2. На экзамен вы должны явиться не опаздывая, лучше за 30 минут до его начала.
3. Сядьте удобно, выпрямите спину. Подумайте о том, что у вас все получится. Сосредоточьтесь на словах: «Я спокоен, я совершенно спокоен». Повторите их не спеша, несколько раз. В завершение сожмите кисти в кулак.
4. В начале экзамена вам сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать и т. д.). Будьте внимательны! От того, как вы внимательно запомните все эти правила, зависит правильность оформления ваших ответов!
5. Пробегите глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся.
6. Получив билет (задание), ознакомьтесь с вопросами и начинайте выполнять то задание, которое, пусть совсем ненамного, для вас легче.
7. Внимательно прочитайте вопрос до конца, чтобы правильно понять его смысл. Если не знаете ответа на вопрос или сомневаетесь в его правильности, пропустите его, чтобы потом к нему вернуться. Отвечайте на те вопросы, в знании которых вы не сомневаетесь, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья.
8. Думайте только о текущем задании! Когда вы делаете новое задание, забудьте все, что было в предыдущем. Помните, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые вы применили в одном, решенном вами, как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание.
9. Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех.
10. Оставьте время для проверки своей работы, чтобы просмотреть работу и исправить ошибки.
11. Если не уверены в выборе ответа – доверьтесь интуиции!
Заключительная часть.
Как правило, дети сдают не один, а несколько экзаменов подряд. Каждый из них – определенный рубеж, после которого обязательно нужен отдых независимо от результата. Успешная сдача – праздник не только для ребенка, но и для всей семьи. Не воспринимайте отличный результат, как должный и единственно возможный, порадуйтесь вместе с ребенком. Неудовлетворительный результат – это не трагедия, это опыт. Не машите обреченно руками, не вешайте ярлык «неспособный» на своего ребенка. Обсудите случившееся и учтите этот опыт в дальнейшем.
По сути, наши дети не просто сдают экзамены по учебным предметам, они учатся преодолевать трудности. Данная форма проверки знаний – это испытание характера, силы воли, умение в нужное время проявить себя, показать свои достижения в определенной области знаний, умение не растеряться, справиться с волнением – этому обязательно надо учить и учиться.
разгарнуць » / « згарнуць