РАБОТА ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ
СОВЕТ МУЗЕЯ
1. ГРУППА ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ
Мацукевич С.И. (заместитель директора по воспитательной работе),
Кондратюк А.В. (учитель начальных классов),
Бондарук С.А. (учитель начальных классов),
Горбарчук А. (учащаяся 6 «Б» класса),
Горбарчук Д.А. (родитель уч-ся 6 «Б» класса),
2. ФОНДОВАЯ ГРУППА
Козачук О.Н. (руководитель музея),
Короткая М. (учащийся 6 «Б» класса),
Олехнович Е. (учащаяся 6 «Б» класса),
Гришко И. (учащийся 6 «Б» класса)
3. ГРУППА ЭКСКУРСОВОДОВ
Власовец Е.М. (учитель белорусского языка),
Чмиль О. (учащийся 6 «Г» класса),
Вишневская Д. (учащаяся 6 «Б» класса),
Пиловец А.. (учащаяся 6 «Б» класса),
Козляковская П. (учащаяся 6 «Б» класса),
Водчиц К. (учащаяся 6 «Б» класса),
Власовец З. (учащийся 6 «Б» класса),
4. ГРУППА МАССОВОЙ И ПРОПАГАНДИСТСКОЙ РАБОТЫ
Савчук О.В. (учитель белорусского языка),
Горбатенко А.Н. (представитель попечительского совета),
Бощук А. (учащийся 6 «Б» класса),
Скрипник В. (учащийся 8 «Г» класса),
Невдах А. (учащийся 8 «Г» класса),
Бурван А. (учащаяся 6 «Б» класса)
5. ГРУППА ПЕРЕПИСКИ
Романович М.А. (педагог-организатор ),
Ксёнда Т.Н. (родитель уч-ся 7 «А» класса)
Ксёнда А.(учащийся 7 «А» класса),
Грамович М. (учащаяся8 «Г» класса),
Подкас А. (учащаяся8 «Г» класса),
Грищук Е. (учащийся 6 «Б» класса)
6. ГРУППА ЭКСПОЗИЦИЙ И ВЫСТАВОК
Диковицкая В.И. (учитель трудового обучения),
Колесник А. (учащаяся 6 «Б» класса),
Пучек Е. (учащаяся 6 «Б» класса),
Грушевская М. (учащаяся 6 «Б» класса),
С О Д Е Р Ж А Н И Е Р А Б О Т Ы
1. Организация работы
- Утверждение Совета музея
- Знакомство с обязанностями членов групп
- Планирование работы
2. Деятельность групп музея
Группа поисковой работы занимается:
комплектованием фондов,
разработкой маршрутов путешествий и экспедиций,
подготовкой специальных документов,
организацией специальных занятий по изучению методик выявлению и сбору памятников истории, культуры, природы, их описанию, учету и сохранению в полевых условиях, записи воспоминаний, рассказов и т. д.
Фондовая группа:
ведет учетную документацию,
организует сохранность экспонатов истории, культуры, природы;
контроль за режимом сохранности экспонатов,
проводит реставрационные работы,
изготовление макетов и муляжей,
постановкой настоящих экспонатов истории и культуры на государственный учет,
передачу особенно ценных экспонатов в государственные музеи, архивы и другие научные и культурно-просветительские организации.
Группа экскурсоводов:
разрабатывает и проводит обзорные и тематические экскурсии, учебные экскурсии по предметам школьной программы
Группа массовой и пропагандистской работы:
организует массовые мероприятия на базе музея, лекции, конкурсы рисунков, летописей,
содействует использованию музейных материалов в учебно-воспитательном процессе;
организует участие в республиканских экспедициях, акциях.
Группа переписки:
налаживает и поддерживает переписку с различными учреждениями и людьми, с других музеев учебно-воспитательных учреждений и государственными музеями.
Группа экспозиций и выставок:
ведет разработку тематико-экспозиционного плана,
занимается отбором экспонатов,
подготовкой этикеток,
монтажом экспозиции для школьного музея и выставки (по возможности и на усмотрение руководителя музея).
3. Подведение итогов деятельности
- Отчёты секторов
- Отклики и пожелания
- Планы на следующий год
ВИДЫ УЧЕБНОЙ И ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЬНОМ МУЗЕЕ:
- обзорная экскурсия в музее;
- тематическая экскурсия в музее;
- обзорные и тематические лекции, беседы, связанные с историей, бытом, традициями и культурой края, родным языком;
- проведение общегимназических мероприятий, классных часов, информационных часов, музейных уроков;
- проведение мультимедийных уроков;
- подготовка рефератов учащимися на основе самостоятельной работы в музее;
- работа с учащимися по написанию исследовательских работ;
- проведение благотворительных ярмарок;
- использование музейных предметов в качестве учебных пособий на уроках и во внеклассной работе.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Проведение поисково-исследовательской работы по истории и этнографии Республики Беларусь.
- Создание дизайна - проектов и оформление экспозиции музея.
- Создание путеводителей по экспозициям музея, каталогов музейной экспозиции.
- Подготовка и проведение экскурсий по отделам этнографического музея.
- Создание виртуальной летописи и виртуальных залов этнографического музея.
- Проведение выставок декоративно-прикладного искусства в рамках общегимназических и региональных проектов.
- Контакты с другими музеями.
Инвентарная книга является основным документом учета музейных предметов. Музейный предмет - памятник материальной или духовной культуры, поступивший в музей и зафиксированный в инвентарной книге.
ФОРМЫ РАБОТЫ
- пополнение фондов музея путём организации поисковой деятельности и походов учащихся;
- установление связи с другими государственными и школьными музеями;
- изучение собранного материала, его учёт и хранение;
- создание и хранение экспозиций, стационарных и передвижных выставок;
- проведение экскурсий для учащихся и учителей, родителей и гостей музея;
- использование музейных материалов в учебном процессе и воспитательных целях;
- написание исследовательских работ;
- организация выставок;
- оформление музейной экспозиции;
- проведение мастер – классов;
- публикации о новостях музейной работы в средствах массовой информации и в Интернете;
- проведение Недели музея;
- организация викторин по истории и культуре Беларуси;
- организация благотворительных ярмарок.
МЕТОДИКА СБОРА МАТЕРИАЛОВ
- сотрудничество с музеями школ и гимназий г. Пинска; ГУ «ЦДОДиМ г. Пинска» музеем «Белорусского Полесья»; архивом; ГУО «Брестский областной центр туризма и краеведения детей и молодежи»;
- работа с литературой по избранным направлениям;
- встречи с интересными людьми;
- анкетирование и интервьюирование учащихся, родителей;
- создание фототеки
Выделяются следующие этапы формирования исследовательских умений и навыков:
- Овладение навыками самостоятельной работы с научной литературой и историческими документами:
- оформление записи воспоминаний ветеранов труда, умельцев родного края;
- составление простых и развёрнутых планов лекций, экскурсий;
- освоение правил написания и оформления текстов лекций и экскурсий;
- работа с историческими документами;
- освоение приёмов рациональной умственной работы, систематизации, обобщения изучаемого материала;
- работа с библиотечными каталогами, составление библиографии.
- Изучение проблемы, работа с документами, научной литературой;
работа в залах экспозиции; написание самого текста лекции и экскурсии.
- Участие в проведении лекций, экскурсий, конкурсов.