Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

Архіў навін

18.02.20

Единый день знаний Правил дорожного движения под девизом: «Безопасный переход!»

20 февраля 2020 Госавтоинспекция области проводит Единый день знаний Правил дорожного движения под девизом:

 «Безопасный переход!»

 

Актуальность: В связи с увеличением количества ДТП с участием детей, необходимо чаще проводить мероприятия по профилактике безопасного поведения на дорогах. Данное занятие рассчитано на учащихся средних классов. Все советы и рекомендации, данные в занятии, можно дополнить или изменить, учитывая конкретные возможности и условия школы, уровень подготовки учащихся.

Главная цель обучения Правилам дорожного движения – жизнь и здоровье всех детей.

Цель занятия: Ознакомление учеников с основами организации дорожного движения, структурными элементами улицы и дороги, техническими средствами организации дорожного движения, привитие понимания необходимости строгого соблюдения, установленных правил поведения на дороге, выработка навыков наблюдательности, предоставить ребятам возможность самостоятельно принимать решение в различных дорожных ситуациях, используя полученные умения и навыки.

Задачи:

образовательная: систематизировать знания по ПДД, закрепить понятие "пешеход", учить понимать сигналы светофора, дорожные знаки, формировать навыки поведения на улице; расширить знания учащихся по безопасности движения;

развивающая: развивать навыки соблюдения ПДД, безопасного поведения на проезжей части, умение логически мыслить, выработка навыков наблюдательности;

воспитательная: воспитывать культуру общения, уважительное отношение к другим участникам дорожного движения.

Оформление: Плакаты по ПДД, музыкальное сопровождение.

Оборудование: Правила дорожного движения, на полу “перекресток” и изображение пешеходного перехода («зебра»), дорожные знаки, «Средства регулирования дорожного движения», наглядный материал.

Структура занятия:

I. Организационный момент. Вступление в тему.

II. Основная часть. Вопросы по ПДД.

III. Средства регулирования дорожного движения.

IV. Задания на внимательность.

V. Подведение итогов занятия. Памятка пешехода.

I. Организационный момент. Вступление в тему.

Здравствуйте, дорогие ребята!

Все мы множество раз за день пользуемся улицами и дорогами городов, и населенных пунктов, в которых живем, любим гулять по родным местам. Однако всегда ли мы помним, что, выйдя за порог дома, становимся участниками дорожного движения и ради своей безопасности должны ориентироваться в сложной дорожной ситуации, самостоятельно принимая решение. Помогает нам в этом знание соответствующих правил поведения.

II. Основная часть:

Для определения уровня знаний ПДД  ученикам предлагаются следующие вопросы:

1.     Какие виды транспорта Вы знаете?

2.     Какие машины специального назначения Вам известны?

3.     Что такое двустороннее движение?

4.     Как надо правильно ходить по обочине?

5.     Может ли автомобиль моментально остановиться? От чего зависит тормозной путь?

6.     Что такое "островок безопасности"?

7.     Как нужно входить и выходить из транспорта?

8.     Почему нельзя перебегать улицу перед движением транспорта?

Дать определение понятия «пешеход».

Пешеход – это физическое лицо, участвующее в дорожном движении вне транспортного средства, в том числе передвигающееся в инвалидной коляске, на роликовых коньках, лыжах, на другом спортивном инвентаре, ведущее велосипед или мотоцикл, везущее санки или коляску, и не выполняющее в установленном порядке на дороге ремонтные и другие работы.

III. Средства регулирования дорожного движения. Изучение.

      (Ученикам раздаются Правила дорожного движения).

Виды средств дорожного регулирования:

            1. Дорожные знаки.

            2. Светофоры.

            3. Дорожная разметка.

   

Приложение 2 к правилам дорожного движения       

Глава 2. Изображение дорожных знаков.

 

Учащимся предоставляется следующий материал:

ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ

Главными средствами организации дорожного движения являются дорожные знаки, дорожная разметка и светофоры.

В соответствии с нормативными документами установлено семь групп дорожных знаков:

- предупреждающие,

- приоритета,

- запрещающие,

- предписывающие,

- информационно-указательные,

- сервиса,

- дополнительной информации (таблички).

Каждый знак (табличка) имеет свою нумерацию.

Предупреждающие знаки. Общий признак предупреждения – треугольник белого фона с внешним обрамлением красного цвета. Эти знаки информируют о характере опасности и устанавливаются перед опасным участком дороги, движение по которой требует принятия соответствующих обстановке мер.

Знаки приоритета. Общего признака нет, знаки имеют разную форму: треугольник, прямоугольник, ромб, круг, восьмиугольник белого, красного или голубого фона. Они указывают очередность проезда перекрестков, пересечений отдельных проездных частей и узких участков дорог, движение на которых не регулируются сигналами регулировщика или светофора.

Запрещающие знаки. Общий признак запрещения – круг белого, красного или голубого фона с внешним обрамлением красного цвета. Эти знаки вводят или отменяют определенные ограничения движения. Их устанавливают непосредственно перед тем участком, где введено ограничение или запрещение.

Предписывающие знаки. Общий признак знаков – круг голубого фона. Эти знаки применяются для обозначения необходимых направлений, условий и режимов движения. Их устанавливают непосредственно перед участками дороги, где этот режим введен.

Информационно-указательные знаки. Общий признак указания – прямоугольник или квадрат голубого, зеленого, желтого или белого фона. Эти знаки информируют водителей и других участников движения об особенностях дорожной обстановки, о расположении населенных пунктов, других объектов, порядке проезда, установке режимов движения на отдельных участках улиц и дорог.

Знаки сервиса. Общий признак – прямоугольник голубого фона. Они информируют о расположении соответствующих объектов, предназначенных для обслуживания транспортных средств, пассажиров и водителей.

Знаки дополнительной информации (таблички). Общий признак знаков этой группы – прямоугольник белого фона. Их применяют для уточнения или ограничения действия других дорожных знаков.

СВЕТОФОРЫ

Светофоры применяются для регулирования очередности пропуска транспортных средств и пешеходов, а также для обозначения опасных участков дорог.

Для регуляции дорожного движения применяют светофоры с сигналами зеленого, желтого и красного цветов. Сигналы, как правило, имеют форму круга. Светофоры делятся на две группы – транспортные и пешеходные. Они могут иметь вертикальное или горизонтальное расположение сигналов. Установлена такая последовательность расположения сигналов – сверху вниз или слева направо: красный, желтый, зеленый. В любом случае значение сигналов светофора такое: красный и желтый – движение запрещено, зеленый – движение разрешено.

Запомните, что существуют светофоры для транспортных средств и отдельные – для пешеходов.

Пешеходы при переходе дороги руководствуются в своих действиях пешеходными светофорами. В случае отсутствия пешеходного светофора нужно подчиняться  сигналам транспортного светофора.

Мигание зеленого сигнала означает, что за несколько секунд будет включен сигнал, запрещающий движение.

Постоянное мигание желтого сигнала означает, что перекресток нерегулируемый.

На железнодорожных переездах устанавливают светофор с тремя световыми сигналами. Если движение через железнодорожный переезд запрещено, включают два красных сигнала, которые попеременно мигают. Если движение через железнодорожный переезд разрешено, включен сигнал белого цвета.

ДОРОЖНАЯ РАЗМЕТКА

Дорожная разметка подразделяется на горизонтальную (линии, стрелы, надписи и другие обозначения на проезжей части дороги) и вертикальную (черные, белые, красные полосы на дорожных сооружениях и элементах оборудования дорог).

Разметка проезжей части обычно используется в сочетании с дорожными знаками и светофорами. Она устанавливает порядок дорожного движения, направление движения по дорогам.

Основное назначение разметки – упорядочение движения транспортных потоков по проезжей части. Разметка на поверхности дорожных сооружений предупреждает водителей об опасности, которую могут представлять инженерные сооружения и элементы обустройства дорог для автомобилей. Линии горизонтальной разметки имеют белый цвет.

Строение улицы и ее обустройство

Проезжая часть предназначена для движения автомобилей. Автомобили двигаются по правым полосам движения. Продольная дорожная разметка разделяет проезжую часть на полосы движения. На проезжей части также возле края тротуара расположены остановки маршрутных транспортных средств. Пересечение проезжих частей образуют перекрестки, которые бывают регулируемыми (регулирование очередности движения через перекресток осуществляется с помощью транспортных и пешеходных светофоров, а также специальных жестов регулировщика) и нерегулируемые (очередность движения через нерегулируемый перекресток определяют водители и пешеходы сами по Правилам дорожного движения).

Пешеходы должны двигаться по тротуарам. Для безопасного перехода проезжей части пешеходы пользуются пешеходными переходами. В основном пешеходные переходы обустраивают возле перекрестков. При интенсивном движении пешеходов переход может быть расположен вне перекрестка.

Границы пешеходного перехода обозначаются разметкой. Нерегулируемые пешеходные переходы обозначаются знаками “Пешеходный переход”. Наиболее безопасным являются подземный и наземный переходы (мостик), которые полностью исключают пересечение пешеходных и транспортных потоков.

Виды пешеходных переходов (слайд):

•       Пешеходный переход.

•       Подземный пешеходный переход.

•       Наземный пешеходный переход.

При переходе нерегулируемого перекрестка последовательность обзора проезжих частей будет такой: посмотреть налево – прямо – направо.

По каждому направлению пешеход должен оценить дорожную ситуацию и определить: автомобиль стоит – пропускает, автомобиль далеко, автомобиля на участке приближения нет. Эти три признака безопасного перехода проверяются в каждом направлении. Если хоть одно из условий не выполняется, на переход ступать опасно, следует подождать улучшения дорожной ситуации.

Перекрестки, на которых светофоры отсутствуют либо неисправны (выключены все сигналы), либо светофор работает в режиме желтого мигания, также считаются нерегулируемыми.

Если на перекрестке включен светофор или находится регулировщик, то это регулируемый перекресток. Движение через такой перекресток осуществляется по другим правилам.

Переход дороги на регулируемом перекрестке

Очередность движения интенсивных транспортных и пешеходных потоков на улицах регулируется с помощью светофоров. Движение пешеходов регулируется двухсекционными пешеходными светофорами. Значение сигналов такое – красный запрещает движение, зеленый разрешает. Возле перекрестков для пешеходов обустраиваются пешеходные переходы. Границы этих переходов обозначаются соответствующей дорожной разметкой.

Переход проезжей части в условиях ограниченной обзорности

Дорожно-транспортные происшествия при участии детей в условиях ограниченной обзорности случаются очень часто.

Обзорность – это возможность пешехода наблюдать за дорожной обстановкой со всех сторон. Ограниченная обзорность – это видимость участка дороги, которая ограничена крутыми поворотами или холмами, придорожными сооружениями, насаждениями и другими объектами, а также стоящими или двигающимися автомобилями. Ограниченная обзорность создает ложную мысль: “автомобиля не видно, значит безопасно”. В населенных пунктах здания и зеленые насаждения, расположенные вблизи дороги, создают определенные трудности в оценке дорожной обстановки перед переходом улицы. В случае, когда часть улицы закрыта от наблюдения каким-то препятствием, пешеходу необходимо действовать следующим образом: подойти к краю препятствия, остановиться, осторожно выглянуть из-за нее и определить “что там?” — есть ли автомобиль, который для него опасен. Если безопасно, то осуществить переход.

При ограниченной обзорности пешеходы не только ни в коем случае не должны выходить на проезжую часть без остановки, а искать место, где дорога хорошо просматривается во все стороны на достаточном расстоянии 150 – 200 м.

Переход проезжей части в условиях недостаточной видимости

Термин «недостаточная видимость» - это отрезок времени, который охватывает период, когда пешеход не может четко различать дорогу и автомобили, которые находятся на расстоянии, достаточном для обеспечения безопасности движения. Имеется в виду темная пора суток и другие случаи, когда видимость недостаточна, например, в результате тумана, снегопада или сильного дождя и т.д.

В Правилах содержится адресованная пешеходам рекомендация относительно движения по дорогам в темное время суток: прикреплять к одежде светоотражающие элементы, которые при освещении пешеходов светом фар делает их хорошо заметным для водителей.

В условиях недостаточной видимости переходите дорогу только на пешеходном переходе. Второе условие – пешеход должен обозначить себя световозвращающим элементом (фликером).

 

  1. Задания на внимательность. Ученикам предлагается материал с наглядным изображением дорожных ситуаций, в которых дорожные знаки изображены неверно. Необходимо расставить знаки правильно.
  2. Итог занятия, закрепление знаний.

Молодцы, ребята! Сегодня вы показали хорошие знания Правил дорожного движения. И теперь владение дорожной азбукой не должно составить Вам труда. Вы познакомились со многими правилами безопасного поведения на дороге: научились переходить улицу, пользоваться дорожными знаками и разметкой, понимать сигналы светофоров и автомобилей. И надеюсь, хорошо запомнили те опасности, которые подстерегают  неосмотрительных участников дорожного движения на улицах городов и деревень.

Не забывайте, что Правила – это закон дороги, их знание и соблюдение необходимы.

Рефлексия.

Учащимся предлагаются закрепляющие вопросы и тезисы по ПДД.

Вопросы:

- При каком сигнале светофора можно переходить улицу? (Зеленом).

- Как называется часть улицы, предназначенная для пешеходов? (Тротуар).

- Чьими сигналами должен руководствоваться пешеход, если на перекрестке, рядом со светофором, стоит регулировщик? (Регулировщика).

- Что такое проезжая часть? (Это часть дороги, предназначенная для движения транспортных средств).

- Где безопасно переходить проезжую часть? (пешеходный переход, подземный, надземные пешеходные переходы, пешеходная дорожка “зебра”).

- Со скольких лет разрешается ездить на велосипеде? (14 лет).

Тезисы:

1) Предупреждающий знак информирует водителей о …. (приближении к опасному участку дороги (“будь осторожен”)).

2) Запрещающие знаки вводят или отменяют…. (определенные ограничения движения (“нельзя”)).

3) Предупреждающие знаки указывают…. (определенные требования по направлению движения, скорости и видам транспортных средств (“разрешено”)).

4) Информационно-указательные знаки…. (вводят определенные режимы движения “можно”)).

5) Знаки сервиса информируют…. (о расположении соответствующих объектов).

Напоследок учащиеся получают памятки пешехода.


Памятка пешехода

          Быть пешеходом – это очень ответственно. Дорожное движение – сложный процесс, но его безопасность зависит от поступков каждого человека, а значит, и от тебя. Ты должен строго соблюдать правила дорожного движения. Особенно важно уметь вести себя на улице, переходить дорогу и знать правила для пешеходов.

Давайте вспомним, когда вы в роли пешехода, какие основы Правил дорожного движения необходимо помнить:

-       перед тем как сделать шаг на проезжую часть, убедиться в отсутствии транспортных средств;

-       дорогу переходить только на зелёный сигнал светофора, по пешеходному переходу;

-       даже на разрешающий сигнал светофора необходимо убедиться, что все  машины уступают вам дорогу;

-       нельзя начинать переход проезжей части дороги на мигающий «зелёный»;

-       юным пешеходам места для игр и развлечений (мяч, санки, роликовые коньки и проч.) всегда следует выбирать далеко от проезжей части.

Пешеходам запрещается выходить на проезжую часть из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

Пешеходам следует быть всегда внимательными и осторожными  на дорогах, а также ходить только по тротуарам или пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны, а где их нет - по обочине или велосипедной дорожке, если это не затруднит движение велосипедистов.


В личном транспорте:

Возможно, что возить в школу и обратно, на машине, тебя будут родители. Но даже и в собственной машине поездка должна быть безопасной, а поэтому запомни следующие правила:

  • Дети до 12 лет должны перевозиться с использованием детского удерживающего устройства, соответствующее росту и весу ребенка;
  • на переднем сидении легкового автомобиля детям до 12 лет можно ехать только при наличии специального детского удерживающего устройства.
  • пассажиры должны быть пристегнуты ремнями безопасности, даже при езде на короткие расстояния.
  • садись в автомашину только после полной остановки.
  •  в автомобиле занимай самые безопасные места: середину или правую часть заднего сиденья, так как с него можно безопасно выйти прямо на тротуар.

Пассажиру запрещается:

Открывать двери транспортного средства, высовываться в оконные проемы во время его движения, препятствовать закрытию дверей транспортного средства, а также выбрасывать мусор и другие предметы, приводящие к загрязнению дорог и окружающей среды.

Желаем безопасных поездок и счастливого пути!

 

                                                               Госавтоинспекция г.Пинска

                                                                                     

Раздзелы сайта