- Анализ — логический прием, с помощью которого мы мысленно расчленяем предметы, явления, выделяя отдельные их части, свойства.
- Синтез — логический прием, с помощью которого мысленно соединяются предметы, явления, процессы в единое целое.
- Сравнение — логический прием, с помощью которого устанавливается сходство и различие предметов, явлений объективного мира.
- Сравнивать нужно лишь такие предметы, явления, которые в действительности имеют какие-то связи друг с другом.
- Правильность любого сравнения определяется тем, что берется за основу сравнения.
- Сравнение двух или нескольких предметов надо производить по одному и тому же признаку.
- Всякое сравнение нужно осуществлять по таким признакам, которые имеют наиболее важное, существенное значение для сравниваемых предметов
Как правильно описывать объекты,
процессы, явления
- Осмыслите цель наблюдения, а для этого поставьте перед собой вопрос: для чего проводится наблюдение?
- Уточните предмет наблюдения, в связи с этим поставьте вопрос: что надо наблюдать?
- Наблюдение проводите по заранее разработанному плану. Для этого представьте его мысленно или предварительно запишите в тетрадь.
- До наблюдения определите, когда будете фиксировать наблюдаемое явление: в процессе наблюдения или сразу же по его окончании.
- Выберите способ наблюдения. Наблюдать можно прямым способом, т.е. непосредственно визуально, или косвенным способом, т.е. при помощи приборов (фотоаппаратов, кино- и телекамер и т. д.).
- Наблюдение, как и эксперимент, необходимо проводить несколько раз. Это повышает его объективность.
- При описании явления, процесса обращайте внимание не только на то, как они протекали во времени, но и при каких условиях.
- Помните, что цель описания — указать точно и полно характерные признаки наблюдаемых предметов, явлений.
- Описание наблюдаемых явлений, процессов может быть выражено в словесной форме, представлено аналитически — в виде формул и уравнений, графически — в виде рисунков, схем.