Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Cценарии тренингов


Родительский тренинг «Здоровый образ жизни»  (7-9 класс)

Цель: убедить родителей в необходимости активного обсуждения и решения в сотрудничестве со школой вопросов формирования у школьников потребности в здоровом образе жизни.

Задачи: повысить уровень осознания собственной ответственности за свое здоровье и здоровье членов семьи в зависимости от выбранного образа жизни, определить возможные пути и ресурсы семьи в формировании физического здоровья детей и других членов семьи.

Ожидаемые результаты:

-родители поймут собственную значимость в формировании у ребенка потребности в здоровом образе жизни;

-родители осознают ценность здоровья в современном мире и родительское влияние на ребенка в вопросах предупреждения вредных привычек;

-на собрании будут созданы условия для возможности активного взаимодействия родителей в группах и откровенного разговора по существующим проблемам формирования ЗОЖ школьников.

Формы и методы: «Ладошка ценностей», «Выбери дистанцию», эксперимент «Что убивает жизнь?», «Формула здоровья»

Оборудование:

  • Приборы и материалы на столах для эксперимента «Что убивает жизнь?»:

стол 1

стол 2

стол 3

Инструкция

1 сырое яйцо

миска

3 одноразовых стаканчика

вилка

салфетки

листик бумаги

фломастер

стеклянная палочка

соль

вода

спирт

Инструкция

1 сырое яйцо

миска

3 одноразовых стаканчика

Вилка

салфетки

листик бумаги

фломастер

стеклянная палочка

сахар

джин-тоник

инструкция

1 сырое яйцо

миска

3 одноразовых стаканчика

вилка

салфетки

листик бумаги

фломастер

стеклянная палочка

сода

пиво

 

Ход собрания

1. Приветствие.

2. «Ладошка ценностей»

Вначале классный руководитель просит родителей обвести свою ладонь.

Классный руководитель задает вопрос: «Что для вас и ваших детей самое ценное в жизни?» Родители записывают то, что они считают ценным, на ладошке. Предполагаемые ответы: жизнь, деньги, здоровье, семья, дети и т.д. Каждый из родителей представляет свою «ладошку ценностей».

3. Определение актуальности темы для родителей.  Упражнение «Выбери дистанцию».

Так как большинство родителей посчитают самым ценным здоровье, то далее классный руководитель объявляет яблоко  символом  здоровья  и кладет его в центре группы. Затем предлагает родителям встать на таком расстоянии от яблока, которое могло бы лучше всего продемонстрировать их близость или отдаленность по отношению к теме родительского собрания.  Данный метод подходит для прояснения ситуации в группе родителей, дает возможность высказаться по теме тем родителям, которые не всегда могут выразить словами свое отношение к чему-либо.

4. Упражнение «Мозговой штурм».

Участники по очереди продолжают фразу «Что для меня здоровья? ...». Классный руководитель записывает все варианты ответов на доске.

5. Слово  классного руководителя с родителями.

Итак, очевидно, что здоровье занимает в системе ценностей далеко не последнее место и у нас получилось определить, чем является для нас здоровье. Сегодня мы поговорим с вами о здоровье наших детей.

Немного сухой статистики. Факторы, влияющие на здоровье, весьма многообразны, и по степени оказания влияния они, по данным ВОЗ,  распределились так:

     10% - здравоохранение
     16% - генетическими факторами
     21% - окружающей среды
     53% - образ жизни.

Вы видите, что 53 % зависит от того образа жизни, который ведем мы и, соответственно, наши дети.

К сожалению, наши дети настолько легковерны, любопытны, что не считают опасным пробовать алкогольные напитки уже в подростковом возрасте. Под влиянием рекламы, дурной компании многие довольно рано начинают пробовать пиво, вино, джин-тоник или другие алкогольные напитки. Слова взрослых о том, что это вредно для здоровья,  чаще всего не воспринимаются подростками. Охотнее дети верят не словам, а глазам и собственному опыту. Поэтому мы сейчас с вами проведём эксперимент, который каждый из вас может показать своему ребёнку дома, дополнить его и убедительно доказать вред от употребления  алкогольных напитков.

6. Эксперимент «Что убивает жизнь?»

Наши клетки на 40-50% состоят из белка. Этот белок имеет структуру, похожую на белок яйца, именно поэтому эксперимент будет проводиться с яичным белком. Как он будет реагировать на те  или иные напитки? Разрушится или нет? Проведем эксперимент. Для этого нам надо разделиться на группы (Классный руководитель делит родителей на три группы жеребьевкой по кругу, отсчитывая 1,2 и 3).

После разделения на группы родители приступают к выполнению эксперимента согласно инструкции, лежащей на столе.

Инструкция.

Отделяем белки от желтков. Белки наливаем в стаканы (один на стакан). Размешиваем белки вилкой так, чтобы они не были взбитыми. В каждый стакан добавляем один из напитков. Наблюдаем, что происходит на линии соприкосновения белка и добавленного вещества.

По очереди встряхиваем все стаканы. Наблюдаем, что происходит с белками. Результаты эксперимента записываем.

Презентация результатов эксперимента каждой группой. Обсуждение полученных результатов.

7. Игра  «Меняются местами те, кто…» 

Родители сидят в кругу. Классный руководитель называет условие. Те, кого касается это условие, встает со своего места и занимает другое.

Итак, местами поменяются те:

  •     в  чьей семье никто не курит;
  •     кто считает себя оптимистом;
  •     кто в течение последнего года ни разу не болел;
  •     кто сегодня делал зарядку;
  •     на кого произвел впечатление сегодняшний эксперимент;
  •     кто следит за своим питанием;
  •     кто уверен, что его ребенок ни разу в жизни не употреблял алкогольные напитки;
  •     кто два раза в год посещает стоматолога;
  •     чьи дети занимаются в спортивных секциях;
  •     кто предпочитает активный отдых вместе с детьми;
  •     кто любит своих детей.

8. Рефлексия «Формула здоровья»

В конце собрания классный руководитель предлагает составить формулу здоровья.

Должно получиться что-то вроде

Здоровье = физическая активность + здоровое питание+ отказ от вредных привычек + поддержание физического здоровья + альтруистическое отношение к людям.

Все предложения родителей классный руководитель фиксирует на доске в виде формулы.

Классный руководитель благодарит родителей за активное участие.

 

Родительское собрание-тренинг «Минздрав по-прежнему предупреждает...»

Цель: создание условий для сплочения семьи и школы в решении  проблемы  курения среди подростков.

Задачи:

  1. Напомнить родителям о вреде курения.
  2. Предоставить родителям информацию о том, как понять, что ребенок курит, и о том, как родители могут помочь своему ребенку в борьбе с этой привычкой.
  3. Продемонстрировать общность взглядов школы и семьи в вопросах борьбы с курением.

Ожидаемые результаты.

  1. Родители осознают ответственность за формирование у детей осознанного отношения к курению как вредной привычке.
  2. В ходе ролевой игры родители поймут необходимость особого подхода при разговоре с ребенком по поводу курения.
  3. 3.Родители изберут для себя тот инструментарий, который поможет им повлиять на выбор ребенком здорового образа жизни.

Методы и приемы: игра «Кто больше?», эксперимент, упражнение, мозговой штурм, ролевая  игра, рефлексия.

Материалы: 3 ватмана с изображением тела человека, цветные карандаши (фломастеры, маркеры), разрезанные пословицы для жеребьевки, 14 листиков с записанными аргументами, пачка сигарет, ватный диск, зажигалка, пылесос.

Ход собрания

1. Приветствие «Никогда».

Члены группы открывают ладони и по очереди говорят: «Я никогда не… (делал чего-либо)». Тот, кто делал предложенное действие – загибает палец. Игра хорошо помогает при знакомстве.

2. Мотивация родителей к работе. Игра «Кто больше?»

Классный руководитель. Сегодня мы будем говорить о курении, и для начала хочу пригласить вас поучаствовать в игре «Кто больше?» Суть игры состоит в том, чтобы назвать как можно больше марок сигарет.

(После окончания игры определяется победитель. Им становится тот, кто назвал меньше всего марок сигарет или не назвал вовсе. Это является показателем того, что данный человек не курит и в его семье эта проблема не так актуальна).

Сегодня на нашем собрании мы поговорим о вреде курения, о том, как понять, что ваш ребенок курит, и (самое главное) о том, как вы, родители,  можете помочь своему ребенку в борьбе с этой привычкой.

3. Эксперимент «Пылесос и сигарета».

Классный руководитель. Вы, конечно, люди взрослые и хорошо понимаете, что курить вредно. Тем не менее, мне хотелось бы продемонстрировать вам эксперимент, убедительно доказывающий вред курения.

Перед тем как выполнить эксперимент, хочу напомнить,  что такое курение. Курение-- это процесс выдыхание из сигареты табачного дыма и получения некоего "наслаждения", именно поэтому ее и поджигают. В результате вдоха в организм попадают такие вредные вещества,  как смола, табачный дым, никотин и др.

Для нашего эксперимента нам понадобятся следующие предметы:

1) Ватный диск;

2) Сигарета;

3) Зажигалка (или спички);

4) Пылесос.

Последовательность действий такова:

1) Прикрепить сигарету фильтром к ватному диску.

2) Получившуюся "конструкцию" прикрепить к пылесосу.

3) Включить пылесос и поджечь сигарету.

В процессе эксперимента мы наблюдаем, что сигарета постепенно сгорает (тлеет). После того как пылесос «выкурил сигарету», снимем диск с пылесоса и увидим на нём небольшое количество смолы. Это та смола,  которая остается в легких после каждой выкуренной сигареты. Различные исследования показали, что в этом дегте с омерзительным запахом содержится несколько сотен очень вредных химических соединений. Людям, которые вынуждены работать с подобными веществами на производстве, дают за вредность молоко и предоставляют льготные путевки в санатории. А курильщики добровольно и регулярно накачивают свои легкие этой смолой.

Этот эксперимент вы можете провести с ребенком дома. Поверьте, если на вас опыт произвел впечатление, то и ваш сын или дочь не сможет остаться равнодушным. А для того чтобы усилить эффект, покажите ему стакан с какой-нибудь вязкой жидкостью неприятного цвета и запаха и скажите, что именно такое количество смолы скапливается в легких курильщика за один год.

4Упражнение  «Тело курильщика» (работа в группах).

Классный руководитель. Итак, благодаря эксперименту вы очередной раз убедились в том, что курение негативно воздействует на легкие, но курение затрагивает и другие органы. Мы с вами обсудим это чуть позже, выполняя упражнение «Тело курильщика», но для этого нам надо разделиться на группы.

(Деление на группы «Собери пословицу». Родители вытягивают бумажки с записанным на них словом из пословицы и объединяются в группы, составив пословицу.

Пословицы для деления на группы:

  1. Заядлого курильщика муха крылом перешибет.
  2. Табачное зелье – утеха в безделье.
  3. С сигаретой сдружился, с окурком умрешь.

У вас на столах лежит ватман со схематичным изображением человека с сигаретой в зубах. Обсудив в группах, закрасьте на листе те органы, на которые  влияет курение. На выполнение этой работы у вас 5 минут.

После выполнения этого упражнения группы представляют свои результаты. От каждой группы выходит один представитель и, прикрепив  к доске ватман, рассказывает, какие органы поражаются у курящего человека.

5. Мозговой штурм «Как понять, что подросток начал курить?»

Классный руководитель. Итак, пагубное воздействие сигарет на организм очевидно. Вряд ли найдутся среди родителей те, кто хотел бы, чтобы его сын или дочь курил. Но всем родителям, а особенно родителям подростков, надо быть начеку, чтобы вовремя понять, что ребенок начал курить, и принять меры.

Сейчас мы с вами попробуем перечислить те признаки, которые подскажут, что подросток начал курить.

На доске в центре написано «Я начал курить». Родители перечисляют все признаки, которые прямо или косвенно указывают на эту проблему. Классный руководитель записывает все мнения без исключения, не критикуя и не отвергая ни одно из них. Предполагаемые ответы: скрытность, запах изо рта, частые отлучки из дома, привычка сплевывать слюну  и т.д.

6. Ролевая игра « Непростые ситуации».

Классный руководитель. Если все же ваш ребенок начал курить, необходимо срочно принимать меры. Но что делать? Как вообще правильно реагировать в этом случае? Попробуем найти ответ на этот непростой вопрос. Предлагаю  принять участие в ролевой игре. Каждая группа получит описание ситуаций. Ваша задача состоит в следующем:

-прочитайте ситуации;

-проанализируйте их в группах;

-сыграйте описанную ситуацию, доведя ее до логического конца.

Примеры ситуаций.

Ситуация 1. Вы убираете в комнате сына и случайно находите пачку сигарет. Что вы будете делать?

Ситуация 2. Соседка сказала вам, что видела вашу дочь курящей. Вы разговариваете с дочерью об этом, но она все отрицает. Как поступить?

Ситуация 3.Ваш ребенок после дискотеки возвращается домой, и от него пахнет дымом. Как вы будете реагировать?

После того как ситуации будут разыграны, классный руководитель задает вопросы:

Вопросы «актерам»:

-Как вы себя чувствовали, играя роль ребенка?

-Трудно ли было найти слова для оправданий?

-Привычна ли вам роль родителя, застающего своего ребенка в подобной ситуации?

-Как вам кажется, хватило ли у вас мудрости найти выход из этого затруднительного положения?

Вопросы «зрителям»:

-Знакомы ли вам эти ситуации?

-Эффективно ли решили ситуации «актеры»?

-Что бы вы сделали по-другому?

7. Прием «Сила наших аргументов».

Конечно, быть родителями современного подростка очень и очень непросто. Когда ребенок начинает курить, причем неважно в первый или в сто первый раз, родительское сердце не может успокоиться, а родительский мозг ищет аргументы против курения, причем настолько серьезные, чтобы эти аргументы могли повлиять на мятежного подростка.

Мы попробуем решить эту проблему. Давайте найдем эти аргументы именно для вашего сына или дочери в свете гендерных различий. Для этого нам необходимо еще раз разделиться на группы.

Деление на 2 группы. В одной группе — родители сыновей, в другой — дочерей.

Родители в обеих группах получают листки бумаги с записанными на них аргументами.  

--Постарайтесь выбрать те, которые подойдут именно сыновьям (дочерям), а может быть, вы найдете аргументы, одинаково подходящие и для девочек, и для мальчиков. В вашем распоряжении 7 минут.

Аргументы

  • Ни один из великих  спортсменов не курит.
  • От курения желтеют зубы.
  • Ухудшается физическое состояние.
  • Появляется неприятный запах изо рта.
  • На курение уходит много денег.
  • Дети курильщиков имеют проблемы со здоровьем с рождения.
  • У курящих раньше стареет кожа.
  • Курить не модно.
  • Когда я курю, мой дым вдыхают и некурящие друзья, что негативно отражается на их здоровье.
  • Если я курю, то мои дети скорее всего тоже будут курить.
  • Курение — это грех.
  • Умирая от рака легких, Александр Абдулов сказал: «Зачем я столько курил?»
  • С курящим неприятно целоваться.
  • Бросить курить тяжелее, чем начать.

Родители в каждой группе выбирают самые действенные аргументы, обосновывают их убедительность, предлагают свои варианты аргументации.

8. Итоги родительского собрания. Рефлексия «Сломанная сигарета».

Классный руководитель. Наше собрание подошло к концу. Прежде всего хочется поблагодарить вас, родители, за активную работу. Надеюсь, вы не пожалели о потраченном времени, а провели его с пользой. Если это собрание поможет вашим детям (моим ученикам) не курить, будем считать, что в этом есть и наша заслуга. А выбор подростков в пользу сигарет или против них зависит и от нас с вами. Обещаю, что сделаю все, что в моих силах, чтобы оградить ваших детей от курения, надеюсь, что вы тоже приложите к этому усилия.

Родители по очереди берут из пачки сигарету и, ломая ее, говорят: «Я сделаю все, что в моих силах, чтобы мой сын (дочь) не курили, потому что…

 

Родительский тренинг «Чтение Вашего ребенка» (5-6 класс)

Цель: способствовать пониманию родителями необходимости развивать, сохранять, подкреплять интерес к чтению их детей.

Задачи:

  1. Дать возможность мамам и папам осознать свои возможности, способности в воспитании читающего ребёнка.
  2. Помочь родителям понять проблему не читающего подрастающего поколения.
  3. Дать возможность выяснить, каких качеств им не хватает, чтобы стать родителями читающего ребёнка.

Ожидаемые результаты:

  • родители поймут значимость чтения в успешности обучения ученика, в его мотивации к учению и социализации;
  • родители осознают степень своего влияния на ребенка, на его читательские предпочтения;
  • в процессе общения родителей появятся  навыки сотрудничества, родители осознают все «плюсы» совместного обсуждения и решения проблем, у них появится желание общаться друг с другом, с классным руководителем.

Методы и приемы: метод «Ветка ожиданий»,методика «Блиц-интервью», «Ковер идей», «Дерево предпочтений».

Материалы: плакат с изображением ветки, стикеры, жетоны 4 цветов (красного, желтого, синего, зеленого цвета) с написанным вопросом, фломастеры или маркеры, клей, полоски бумаги (трёх разных цветов, по 10 каждого цвета); 4 большие листа бумаги, клей, наклейки двух цветов (две наклейки каждого цвета для каждого участника); нарисованное дерево, наклеивающиеся листики бумаги, клубок ниток с привязанными записочками.

Ход тренинга

1. Приветствие.

Участники группы сидят в кругу. Первым представляется учитель: «Я ...   Никто не знает, что я люблю читать…» Остальные участники собрания аплодируют.  Каждый    представляющийся  пользуется данным алгоритмом.

2. Правила работы группы.

3. Выявление ожиданий и опасений «Ветка ожиданий».

Родители на стикерах записывают собственные ожидания от родительского собрания, которые наклеиваются на плакат с изображением ветки.

4. Введение в тему тренинга. Блиц-интервью

Еще при входе в кабинет каждый получает цветной жетон (4 цвета), на котором записан вопрос. После того как все займут свои места, классный руководитель проводит  «Блиц-интервью», предлагая родителям ответить на вопросы.

Сколько времени в день читает ваш ребенок? Как связано чтение и успешное обучение? Любимая книга вашего сына (дочери)? Как часто ваш ребенок посещает библиотеку? Вы обсуждаете с ребенком прочитанное произведение? Кто читает больше: ваш ребенок или вы? И т.п. вопросы

5. Вступительное слово классного руководителя.

Классный руководитель. Я думаю, вы уже догадались, какой теме посвящено наше собрание. Известный русский поэт А.С. Пушкин говорил, что «чтение – вот лучшее учение». И с этим трудно не согласиться.  Но сегодня мы собрались, чтобы обсудить проблему нечитающих детей. Кризис чтения – это общемировая проблема. К сожалению, в последнее время школьники все меньше внимания уделяют чтению книг. Особенно остро проблема чтения наших детей встала в последнее время.

5. Методика «Ковер идей».

Классный руководитель. Сегодня мы попытаемся разобраться с достаточно сложной проблемой, касающейся чтения (не чтения) наших детей. Для этого мы поработаем в группах. Разделимся на четыре группы по цвету жетонов, полученных на входе.

(классный руководитель заранее готовит материалы: полоски бумаги (трёх разных цветов, по 10 каждого цвета); 3-4 большие листа бумаги, клей (1-2 на группу); наклейки двух цветов).

Последовательность проведения

1.Классный руководитель  ставит проблему «Почему наши дети так мало читают?»

2. Каждая группа получает 5 цветных полосок и большой лист бумаги.

2.1.Задание для группы: ответить на поставленный вопрос, написать свои ответы на полученных полосках бумаги, а после этого сделать на большом листе бумаги  «ковёр», наклеивая все полоски таким образом, чтобы всё написанное можно было прочитать.

2.2. На работу группы дайте приблизительно 5-7 минут.

2.3.После окончания работы группы представляют свои «ковры» и зачитывают ответы.

3.Классный руководитель говорит, что общими усилиями родители нашли причины, по которым дети не хотят читать. После этого группы переходят к поиску решений.

3.1. Каждая группа получает 5 цветных полосок бумаги другого цвета и записывает свои идеи, как решить эту проблему, на цветных полосках бумаги. После этого группа доклеивает эти полоски к своему «ковру».

3.2.Целесообразно отвести на работу 7-10 минут.

3.3.После окончания работы группы представляют свои «ковры» и зачитывают идеи.

4. Следующий этап предполагает индивидуализацию действий. На этом этапе каждый из родителей ответит себе на вопрос: что лично я сделаю в течение этого года, чтобы изменить существующую ситуацию?

4.1. Классный руководитель представляет сводную таблицу решений, предложенных родителями. Родители получают по 1 красной наклейке и по 1 зеленой. Наклейка красного цвета означает, что в течение этого года мама или папа обязательно сделают это, а наклейка зеленого цвета означает, что родители попробуют это сделать. Таким образом оценивается реалистичность намерений участников родительского собрания.

6. Позвольте порекомендовать…

Классный руководитель рекомендует родителям книгу Д.Пеннака «Как роман», в которой предпринимается попытка объяснить, почему современные дети не желают читать книги. Чтобы заинтересовать родителей, стоит прочитать им вслух первую главу.

Глава 1.

Глагол «читать» не терпит повелительного наклонения. Несовместимость, которую он разделяет с некоторыми другими: «любить»… «мечтать»…

Попробовать, конечно, можно. Пробуем? «Люби меня!» «Мечтай!» «Читай!» «Да читай же, паразит, кому сказано — читай!»

— Марш к себе и читай!

Результат?

Никакого.

Он уснул над книгой. Окно вдруг показалось ему выходом в какую-то заманчивую даль — туда-то он и упорхнул. Спасаясь от книги. Но спит он чутко: раскрытая книга по-прежнему лежит перед ним. Если мы украдкой заглянем в дверь, то увидим: он сидит за столом и прилежно читает. Даже если подкрасться совсем бесшумно, он услышит нас сквозь тонкую пелену дремоты.

— Ну как, нравится?

Он не ответит «нет», не совершит святотатства. Книга священна, как можно не любить читать? «Описания слишком длинные», — вот что он скажет.

Успокоенные, мы вернемся к телевизору. Возможно даже, его замечание вызовет оживленную дискуссию между нами и кем-то из наших…

— Описания кажутся ему слишком длинными. Что ж, его можно понять, мы живем в век аудио и видео, а в девятнадцатом веке писателям приходилось все подробно описывать…

— Ну и что? Все равно это не повод пропускать половину страниц!

Не надо напрягаться, он снова уснул.

Классный руководитель. Вот как мучается над книгой ребенок, а родители, сидя перед телевизором, рассуждают о том, насколько лучше чтение, чем просмотр телепрограмм. Узнавшие себя родители, надеюсь, поймут, что личный пример играет далеко не последнюю роль в воспитании ребенка, в частности, в формировании любви к чтению.

Предлагаю вам, дорогие родители, для ознакомления (обсуждения) Права читателя, предложенные Д.Пеннаком в книге «Как роман».

1.Право не читать.

2.Право перескакивать.

3.Право не дочитывать.

4.Право перечитывать.

5.Право читать что попало.

6.Право на боваризм.

7.Право читать где попало.

8.Право читать вслух.

9.Право втыкаться.

10.Право молчать о прочитанном.

6. Составление «Дерева книжных предпочтений».

Завершить родительское собрание классный руководитель предлагает составлением «Дерева книжных предпочтений». Для этого каждый из родителей берет листик бумаги и пишет название и имя автора своей любимой в детстве книги. После этого листики прикрепляются на нарисованное дерево. «Дерево книжных предпочтений» остается в классном кабинете для того, чтобы ученики познакомились с записями и, возможно, заинтересовались любимыми книгами родителей.

7. Прием «Узелки на память».

Классный руководитель. Сегодня мы попытались если не решить, то хотя бы обсудить проблему чтения наших детей. Конечно, одно родительское собрание вряд ли может решить ситуацию, поэтому напоследок хочу предложить вам стать в круг. Вы видите, что у меня в руках клубок ниток. Это не просто клубок, это клубок с узелками на память. Предлагаю перебрасывать клубок друг другу и читать те записочки, которые прикреплены к ниточке.

Примерный текст записочек:

• Наслаждайтесь чтением сами, тогда и ваши дети будут получать от чтения удовольствие.

• Покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков. Этим вы покажете, что цените чтение.

 • Позвольте детям самим выбирают себе книги и журналы, не навязывайте свое мнение.

• На видном месте дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении (сколько книг прочитано и за какой срок).

• В доме должна быть детская библиотечка.

• Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.

• По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть телевизор.

• Поощряйте дружбу ребенка с детьми, которые любят читать.

• Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.

• Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.

• Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов – пусть дети читают все что угодно!

• Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появляется ощущение законченности и удовлетворения.

• Пусть дети каждый вечер читают в постели перед тем, как уснуть.

8.Рефлексия.

Родители по очереди говорят «Сегодня я узнал, что…»

Разделы сайта